В Театр марионеток вернулись Айболит и Бармалей

21.10.2022, 21:23

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В год 140-летия Корнея Чуковского в петербургском Театре марионеток имени Деммени ввели в репертуар самое популярное произведение автора «Айболит». Режиссер-постановщик Эдуард Гайдай решил объединить в спектакле нескольких героев из разных сказок и в таком виде вернуть Чуковского зрителю.

Теперь в Петербурге в проспект Маршака упирается улица Корнея Чуковского. У писателей были весьма своеобразные отношения. Но так получилось, что в театре Деммени еще при жизни писателя ставили только произведения Маршака.

Ну как же без героев Чуковского? Первой здесь завелась Муха-Цокотуха с Тараканом, а теперь и Бармалей. В каком-то смысле все дети, родившиеся на территории бывшего Советского Союза, — жители улицы Чуковского.

Маршак и Чуковский окончательно поссорились как раз из-за Бармалея. В 1943 году Чуковский хотел опубликовать новую сказку с полюбившимся героем «Одолеем Бармалея». Издательство отказалось. Самуил Маршак не поддержал. На произведения Чуковского известна резолюция родителей детского сада высокопоставленных чиновников: «У Чуковского и его соратников мы знаем книги, развивающие суеверие и страхи». Досталось Бармалею и Мойдодыру. Писателя обвинили в неправильных представлениях о мире животных и насекомых («Крокодил» и «Тараканище»).

В оборот было введено слово чуковщина. На самом деле, Корней Иванович пришел в детскую литературу из журналистики, где заявил себя остроумным и саркастичным автором. Его фразы ушли в народ: «Откуда? От верблюда».

Народная артистка России Фаина Костина в «Мухе-Цокотухе» играла Тараканище 500 раз. И сама удивляется, почему до этого не ставили Чуковского, хотя успела поработать с самим Деммени 10 лет.

Фаина Костина, народная артистка России, актриса Театра марионеток им. Е. С. Деммени: «Про Чуковского он никогда не говорил. Иногда спрашивали актеры, а почему бы нам не поставить Чуковского? Он говорил, может быть. Он не говорил, что он не хочет. Возникали какие-то другие новые современные авторы или классика».

У Деммени практически с основания театра автором стал Маршак. Куклы из «Кошкина дома», поставленного как мини-опера, произвели фурор в 1928 году в Париже. Писатель создает для театра марионеток более 10 оригинальных пьес. Чуковский достается московскому театру Образцова.

В наши дни в театре решили, что Чуковского в Петербург надо возвращать. Авторы спектакля столкнулись с проблемой: как объяснить современным детям, например, что такое телеграмма. Придумали показать телетайпную ленту. Создавая спектакль-ностальгию, скомпилировали несколько сюжетных линий: Тяни-Толкая, телефон и, конечно, Айболита. И по форме постановки смешали несколько жанров.

На вопрос, что всё-таки не поделили два гения детской литературы — таких разных и таких родных для нашего детства — досконально неизвестно. Говорят, не сошлись характерами. Чуковский мог быть не только язвительным, но и не сдержанным. Возможно, часть этой своей натуры он отдал одному из самых любимых персонажей Бармалею. А в этих героях (Айболита и Бармалея) явно видны следы отношений закадычных друзей-врагов.

Павел Рыжков

Читайте также