Постановка в стиле диско и куклы в «Записках юного врача»: чем удивил фестиваль «Балтийский дом»

11.10.2022, 17:25

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня»

Театральный фестиваль «Балтийский дом» в Петербурге удивляет неожиданным синтезом жанров. Действия там разворачиваются не только на сцене.

Когда для спектакля «Записки юного врача» искали песни, то нашли весьма оригинальные композиции из 20-х. Действие в булгаковских рассказах происходит в 1918 году, так что в инсценировке посчитали оправданным появление персонажа из видений писателя. Евгений Корняг считает, что «Записки» можно ставить только с куклами.

Евгений Корняг, режиссер-постановщик, автор инсценировки, хореограф: «Исчезает физика, исчезает брезгливость, на мой взгляд, возникает юмор. Можно говорить на довольно щекотливые темы. Я сделал экскурс по театру кукол. Для меня театр кукол может все».

По мнению режиссера, театр кукол существует не только для детей. Для столь сложной постановки использовали более 30 различных техник, оживляющих этих исполнителей.

Как считают в организаторы, в этом году творческие коллективы из Белоруссии заняли знаковое место в программе. Приехали сразу три театра. Самый молодой, созданный 10 лет назад, привез «Анну Каренину», разыгранную словно карнавальным балаганчиком.

Постановка театра «ТриТформаТ» в стиле диско убеждает, что сначала театральную эстетику нужно разложить на атомы, пристально изучить, чтобы к финалу собрать заново. Тогда оправдана и карнавальная интонация, которая была у истоков театра, когда артисты колесили по городам и странам в поисках благодарного зрителя. Возможно, это то, что сейчас нужно театру нашего времени, как заявлено девизом фестиваля. О том, как и чему учить актеров, задумались мэтры отечественной педагогики и режиссуры, собравшиеся на научно-практической конференции.

Адольф Шапиро, театральный педагог, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист Латвийской ССР: «Я стараюсь понять их. Это иллюзия, что мы их знаем».

Может, и не нужна система Станиславского? Помимо школы искусства переживания, есть и другие способы существования на сцене. Но русский психологический театр прославился на весь мир, даже различные толкования учения Константина Сергеевича не могут поколебать уверенность педагогов, того же Вениамина Фильштинского, вырастившего отечественному театру и кино ряд прекрасных артистов.

Вениамин Фильштинский, профессор, заведующий кафедрой актерского мастерства и режиссуры РГИСИ, заслуженный деятель искусств РФ: «У меня есть упражнение новое, его мы делаем с магистрами, может, два-три года, новое, но в духе Станиславского. Я бы говорил не о системе Станиславского, это неправильно, он был сам смущен словом „система“. Сам Станиславский! Самому Станиславскому было не очень. Я бы говорил: работаем мы в духе Станиславского».

На фестивале озадачились вопросом: насколько верно современные режиссеры могут распоряжаться талантами актеров, порой увлекаясь собственной концепцией? Режиссер и педагог Кама Гинкас, который представляет программу молодых режиссеров Московского ТЮЗа, на примере выставки памяти Эймунтаса Някрошуса показал ту самую алхимию гениального мастера.

Кама Гинкас, театральный режиссер, народный артист России: «Вот я здесь нахожусь, моя фигура. Уже ничего не надо объяснять, моя фигура порезана линией. Повторяющееся можно считать метафорой».

Именно оправданные метафоры дают возможность любому актеру выполнить ту самую сверхзадачу по Станиславскому и задеть струнки души зрителя.

Сергей Шуб, генеральный директор театра-фестиваля «Балтийский дом», руководитель международного театрального фестиваля: «Пришедшие в зал ждут от театра ответ на какие-то важные и рвущие душу вопросы, они ищут некого утешения душе, некой душевной гармонии. Я думаю, сегодня это самая главная задача».

В главном фойе сложена инсталляция вроде часов Судного дня с несколькими циферблатами, только касается это апокалипсиса наших душ. Катарсис, которых может произойти только в хорошем театре нашего времени.

Читайте также