Персональные данные: почему они важны и как идет борьба за их сохранность

29.09.2022, 12:26

Видеосюжет: Алексей Прокин
Видео программы «Сегодня»

Минцифры предложило ввести штрафы для компаний, которые допустили утечку персональных данных своих клиентов. Об этом заявил глава ведомства Максут Шадаев. Он отметил, что средства будут направлять не в бюджет, а на компенсацию пострадавшим гражданам. Такое решение, по словам министра, будет стимулировать руководителей больше вкладывать в кибербезопасность. Проблема действительно актуальная. В России уже год работает центр правовой помощи жителям, которые столкнулись с утечкой персональных данных.

Персональные данные для россиян по-прежнему остаются чем-то вроде: «Что имеем не храним, потерявши — плачем».

Александр Вураско, ведущий аналитик компании Infosecurity: «Весь мир движется в одном направлении по ужесточению наказания за утечки персональных данных».

В сентябре законодатели ужесточили требования к обработке персональных данных. Изменений в 152 закон внесли много и по делу. Достаточно сказать, что уведомление в Роскомнадзор об обработке персональных данных теперь надо подавать практически во всех случаях такой обработки.

Но звонки мошенников россиянам пока не прекратились, массовые утечки данных у всех на слуху. Уже год в нашей стране работает центр правовой помощи гражданам, попавшим в цифровую беду. Он успел обрасти филиалами в Сибири и Поволжье. Но даже когда речь идет о защите средств на банковской карте или деловой репутации, сор из избы готовы выносить единицы. Рост обращений за год хоть и кратный, но речь пока идет всего о тысяче человек.

Строя системы безопасности и выбирая, какими должны быть их контуры, переработчики данных обращают внимание на три составляющих: целостность, доступность и конфиденциальность информации. Обычно за основу выбирают два критерия из трех. Пользователи же рассчитывают на то, что смогут данные о себе хотя бы исправить, в лучшем случае — размыть.

В компании, где Константин Степанов работает исполнительным директором, думают над тем, как сделать так, чтобы персональные данные, которыми делятся россияне, приносили бы пользу и им самим.

Константин Степанов, исполнительный директор HFLabs: «Тренд идет туда, что люди осознанно начинают относиться к своим персональным данным. Если я хочу, чтобы клиенты от меня не уходили, я хочу с ними экологично коммуницировать».

Пока же, производя новую нефть, как часто называют персональные данные, пользователи практически все цело зависят от переработчиков этих данных. Впрочем, косвенно заработать на собственных данных можно и сейчас. Это и хорошо настроенный таргет — та самая реклама, которая заставляет всех думать, что большой цифровой брат постоянно следит за всем и за каждым, и миллионы цифровых сервисов.

Александр Вураско: «Сервисы почты, поисковые системы, соцсети бесплатны, хотя на их создание требуются огромные деньги. Дело в в том, что мы необязательно платим деньгами, мы можем платить информацией».

В перспективе на Госуслугах может появиться реестр, где по клику получится узнать, когда, кому и какие данные передавал пользователь. Это титанический объем работы, потому сроки появления реестра не берется сейчас назвать никто. А до тех пор нужно всегда помнить, что однажды попало в Интернет, остается там навсегда.

Читайте также