Почему российские автошколы оказались под угрозой закрытия

27.09.2022, 12:07

Видеосюжет: Александр Терехин
Видео программы «Сегодня»

Больше половины российских автошкол могут закрыться к концу года. Как отмечают в образовательных центрах, причина тому — санкции. Из-за них школам дорого обходится обслуживание автомобилей. Бьет по карману бизнесменов и высокая цена на аренду помещений, а желающих получить водительские права становится все меньше.

Лидер по количеству автомобилистов на 100 тысяч населения — Самарская область — не собирается сдавать позиции. В автошколах региона открывается новый учебный год. На первых занятиях теории нет свободных мест. Но, возможно, уже к следующему потоку число желающих научиться водить уменьшится. Автошкола готовится поднимать расценки.

Ольга Доронина, генеральный директор Самарского областного учебного комбината: «Учеников в целом удалось сдержать. Но так долго продолжаться не может. Стоимость обучения все равно будет подниматься. И мы получим естественный отток».

С 25 тысяч за курс ценник поднимется минимум до 40 тысяч. Это, подсчитывают, в руководстве комбината, кратно снизит поток учеников. Но другого выхода нет. К такому же выводу пришли и в автошколах Екатеринбурга.

Георгий Коваленко, президент Уральской ассоциации автомобильных школ: «Для того, чтобы школа развивалась, ей нужно заплатить зарплату, аренду, налоги и так далее. А потом еще автомобили обслужить и еще на развитие потратить — приобретение новой техники, учебного оборудования, материалов».

Автообучение — это прежде всего бизнес, на работу которого влияет логистика и цены на авто и комплектующие.

Елена Зайцева, президент Национального союза ассоциации автошкол: «График продаж наших услуг коррелирует с графиком продаж автомобилей. График упал где-то с начала года. Снизился и поток наших клиентов».

Потоки клиентов начали падать еще во время пандемии. Если 10 лет назад автошколы выпускали по пять миллионов водителей в год, то сегодня эта цифра снизилась вдвое. При этом цены в большинстве школ не изменились.

Как говорят эксперты, с проблемами в первую очередь столкнутся небольшие автошколы. Крупные автокомбинаты за счет закрывающихся учреждений, наоборот, получат новых учеников.

В столичном союзе автошкол уверены: опасения беспочвенны. Да, количество учебных предприятий сокращается, но это естественный и безвредный процесс.

Александр Ачкасов, председатель правления Союза автошкол Москвы: «Если у нас в 2014 году было 14 тысяч автошкол, то теперь 7–8 тысяч. Автошколы открываются, когда есть спрос, и закрываются, когда нет спроса. Вот эти цифры — 14 тысяч и 7–8 тысяч — никто из наших зрителей не заметил этого».

Спад посещаемости автошкол эксперты связывают и с демографической ямой 90-х. Они же прогнозируют и новую волну интереса к обучению уже через пару лет, когда за водительскими правами пойдут автолюбители, родившиеся в середине нулевых.

Читайте также