20 лет без брата: загадки гибели Сергея Бодрова

25.09.2022, 12:00

Видео программы «Новые русские сенсации»

Со дня загадочной гибели Сергея Бодрова — младшего прошло ровно 20 лет, но до сих пор многое в этой трагедии покрыто тайной. Каждый, кто начинает копаться в этой истории, сразу же натыкается на странные нестыковки, зловещие предзнаменования и мистические знаки. В поисках правды «Новые русские сенсации» отправились в экспедицию в Северную Осетию по следам Сергея Бодрова. Шаг за шагом журналисты восстановили тот роковой день, фиксируя откровения тех, кому чудом удалось выжить.

Выживший оператор Игорь Гринякин рассказал, что в день трагедии на берегу реки к нему подошел обеспокоенный местный житель. Это произошло, когда часть киногруппы поднялась в горы, он остался на базе следить за техникой и отправкой людей.

Игорь Гринякин, участник съемок: «Познакомился с одним дядькой, и он вот сказал, что типа что-то не так. Он сказал: „Потому что вода мутная“. Это уже потом я вспомнил, потому что он местный житель, и уже река изменила русло. То есть уже была проблема, и мутная река здесь не должна была быть».

Это был первый тревожный знак: всегда кристально чистый поток не может быть мутным! Горы сами предупреждали людей об опасности. Неопытный оператор большого значения этим словам не придал. Наверху вроде бы ничто не предвещало беды: погода, казалось, улыбнулась киношникам. Около семи вечера прозвучала команда: «Стоп, снято!». Солнце ушло, света не хватало… Решили вернуться сюда на следующий день. Все стали собираться в город.

Игорь Гринякин: «Я стою наверху, Серёжа Бодров идет в машину, у них была своя „Нива“, они идут в эту „Ниву“, идет Даня Гуревич и кричит: „Гриня, поехали с нами!“. Я говорю: „Давайте лучше возьмите Ольгу Жукову“. Это гример, она погибла тоже».

Он всего-то хотел поступить как джентльмен. Гринякин и подумать не мог, что это спасет ему жизнь. Через полчаса он с техникой погрузился в машину.

Игорь Гринякин: «Сидели мы на кофрах с камерой, а когда доехали вниз, так получилось, что вся группа вышла из этого УАЗа, а остались омоновец, который с нами был, водитель и Серёга Щульц, Наташа Ватрын и я».

Остановка на съемочной базе затягивалась. Не заметив машины Бодрова, Гринякин предложил не ждать остальных и ехать дальше.

Игорь Гринякин: «Меня спасло то, что я не пошел вдоль автобусов. Если бы я прошел, я бы увидел Серёжу, я бы никуда не уехал».

В то, что происходило дальше, сложно поверить, но факты — вещь упрямая. О надвигающейся трагедии будто кто-то свыше предупреждал съемочную группу заранее. Свою собственную гибель актер местного коннодраматического театра Виктор Засеев увидел во сне, еще за год до приезда в Осетию Сергея Бодрова. Ту ночь его вдова описывает так, словно это было вчера.

Лейла Теблоева, потеряла мужа в катастрофе: «Вскочил и стал мне пересказывать свой сон. Говорит: „Ужас, я видел лед, камни, грязь. Там столько детей было“. Улегся и говорит: „Короче, я видел конец света“. И уснул».

Когда мужа объявили пропавшим без вести, Лейла не сразу вспомнила о том ночном кошмаре. Помогли очевидцы трагедии, слово в слово повторившие рассказ супруга.

Лейла: «Рассказывали про искры, молнии. Это, говорят, камни бились друг о друга, и искры. Мы, говорят, думали: конец света. Понимаете, теми же словами!»

Она могла навечно остаться с мужем в Кармадонском ущелье. От участия в съемках «Связного» ее уберегло странное предчувствие. Тогда актриса сама не могла объяснить себе толком, почему не хочет участвовать в кастинге самого перспективного режиссера страны. Как будто что-то неведомое словно преградило ей все пути на съемочную площадку Бодрова. Даже в качестве стороннего наблюдателя сопровождать мужа 20 сентября ей было не суждено. В итоге Виктор уехал в горы, а Лейла по дороге с вокзала встретила коллегу, которая пригласила ее на день рождения, она ответила согласием.

Все свидетели выжили совершенно случайно. В графике съемок на этот день вообще стояла другая сцена во Владикавказе, но главная героиня улетела в столицу. 20 сентября Анна Дубровская прямо с рейса Владикавказ — Москва отправилась на сцену театра Вахтангова играть Дездемону. Вернуться обратно она должна была через пару дней.

Анна Дубровская, актриса: «Иногда я думаю: „Боже, как жалко, что я не снялась в этом кино. Боже, какая бы это могла быть работа“. И потом я думаю: „Стоп, я не снялась в этом кино, я жива, я имела возможность вырастить свою дочь, и я надеюсь еще увидеть внуков, и вообще в жизни много всего было. И пусть я там не снялась, и слава богу“».

Тот роковой день не задался с самого начала, группа вышла из графика, никто уже этому не удивлялся. Разные проволочки вынудили сместить начало съемок с 9:00 на 13:00.

Сослан Макиев: «Было тяжело, этот съемочный день был тяжелый, еле поднялись. Собаки выли всю ночь».

Администратор Макиев от усталости едва стоял на ногах, ведь всю ночь накануне его мучали кошмары.

Сослан Макиев: «За день до схода ледника мне снился сон, что я кому-то говорю, а точнее, скорее всего, ребятам, говорю: „Посмотрите, какая красота!“. Смотрю на горы и следующее — назовем это кадром — вдруг узкоглазая девушка, она схватила меня ногтями за лицо, прям вцепилась! Я вскочил в холодном поту».

Прошло несколько часов, его охватила оторопь от осознания, что ночной кошмар был пророческим.

Сослан Макиев: «На следующий день была такая ситуация: к вечеру как раз закатные лучи, там лед, горы и блестит. И я оттуда по рации говорю: „Посмотрите, какая красота! Посмотрите, какая красота!“ То есть вот эта фраза повторилась, а потом случилось это».

Ближе к 7 вечера ясное небо внезапно затянуло тучи. Погода портилась на глазах. Макиев предложил перед спуском сделать привал — перекусить и обратиться к небесам с молитвой — таков был местный обычай.

Сослан Макиев: «Сергей сказал: „Умоляю, только не сегодня, давай завтра“. Ну ладно».

Пока Бодров спускался к базе, администратор, следуя древнему обычаю, помолился наверху. Их машина задержалась всего на 15 минут, не больше 15 минут, которые спасли Макиеву жизнь.

Сослан Макиев: «Помолились, поехали. Потом с дороги чуть не сдуло нас».

Игорь Гринякин случайно успел покинуть место надвигающейся трагедии за считаные минуты до того, как случилось непоправимое. Ассистент оператора внезапно настойчиво попросила отвезти ее вниз пораньше. Уже внизу, на выезде из тоннеля, оператор через окно увидел в темных горах странные вспышки.

Игорь Гринякин: «Уже так смеркалось, это было в районе 19:45. Мы начали уезжать, проехав первый, второй тоннель в темноте, я увидел в черном окне фотовспышку».

Точное время катастрофы зарегистрировала сейсмостанция. 20 сентября 2002 года в 20:08 на высоте более 4000 метров с восточного отрога горы Джимара сорвалась огромная глыба льда. Она упала в ложе ледника Колка и спровоцировала срыв лавины из льда и камней. Чудовищный исполин объемом 130 млн кубометров с бешеной скоростью полетел вниз, сметая все на своем пути. Погибли 125 человек, большинство из них приехали на Кавказ снимать кино, среди них был Сергей Бодров — младший.

Читайте также