Общее прошлое: сербы, хорваты и боснийцы скучают по Югославии

16.09.2022, 10:57

Видеосюжет: Сергей Холошевский
Видео программы «Сегодня»

По данным соцопросов, значительная часть населения на Балканах испытывает «югоностальгию». Сербы, хорваты, боснийцы скучают по общему прошлому в большом многонациональном государстве.

В Сербии это чувство разделяет 81% опрошенных, в Боснии — 77%. И даже в Словении, которую некогда считали самой проевропейской страной полуострова, почти половина населения скучает по старым временам.

В Социалистическую Федеративную Республику Югославии (СФРЮ) входили шесть республик: Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения, Черногория и Северная Македония, а также автономная область Косово.

Большинство представителей старшего поколения сербов, хорватов, словенцев и македонцев помнят отсутствие границ, спокойную жизнь и мирное небо. Югославию уважали, с ней считались, и ее до сих пор любят.

Милорад, шахматист: «Я сожалею, что Югославии больше нет. Но, может быть, она должна была развалиться, слишком она была красивой для нас».

Тоска по Югославии сейчас носит иррациональный характер. Та страна ушла в прошлое, и ее не вернуть, но добрая память о том времени все же осталась, и сербы сейчас с удовольствием предаются «югоностальгии».

Тематический ресторан «СФРЮ» использует символику Югославии, а на стенах заведения висят портреты Тито.

Драгутин Джекич, владелец ресторана: «У нас есть югославские банкноты, права на вождение велосипеда, волк с Олимпийских игр в Сараево, даже таксометр, который использовался в такси в то время».

Многолетний лидер Югославии Иосип Броз Тито был хорватом, но пытался объединить все балканские народы. Страна всегда была открыта для мира и никакого «железного занавеса» не было и в помине.

Внук Тито, 75-летний Йошка Броз, говорит, что деда до сих пор вспоминают чаще, чем кого-либо из политиков, а страну развалили, не спросив народ, как и Советский Союз.

Йошка Тито, внук Иосипа Броз Тито: «Как рай на земле. У нас была самая безопасная страна, сильная полиция, четвертая по численности армия, бесплатное образование, здравоохранение, транспорт. У нас были санатории, курорты, море. У нас было все! На одного пенсионера приходилось 4 работающих, а сегодня это соотношение 1 к 1».

В мае 1980 года похороны Иосипа Броз Тито югославы воспринимали как личную трагедию. Спустя 42 года бывшая резиденция Тито, «дом цветов» — место, куда часто приходят сербы.

Радован Цукич, сотрудник музея: «Это здание было построено в 1975 году и являлось частью резиденции Иосипа Броз Тито. Здесь же он и был похоронен 8 мая 1980 года, согласно его желанию. Это были, наверное, крупнейшие государственные похороны в 20 веке. Тут же рядом могила его жены — Йованки Броз — она скончалась в 2013 году».

Нельзя сказать, что в нынешней Сербии очень сильна коммунистическая идеология, которая была когда-то фундаментом в Югославии. Но современные сербские комсомольцы верят в социальную справедливость так же горячо.

Александр Дженич, лидер Союза коммунистической молодежи Сербии: «Наш лозунг: „Мы все еще здесь, не только из-за ностальгии, но и из-за будущего. Потому что коммунизм — это идеология будущего“».

Дед Александра был партизаном, отец — коммунистом, а потом началась гражданская война, и Югославии больше не стало. Той страны, которую на Балканах многие до сих пор называют раем.

Читайте также