Оперы Россини под блеск хрусталя: что приготовил Мариинский театр в юбилейном сезоне

02.09.2022, 19:56

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Сегодня Мариинский театр открывает 240-й сезон. Первым спектаклем юбилейного года стала опера Чайковского «Пиковая дама». Произведения Петра Ильича часто выбирают для старта сезона. Мариинка — театр особенный. У него пять сцен в трех городах: Петербурге, Владивостоке и Владикавказе. В репертуаре — более 200 постановок: концерты, балеты, оперы. Такого разнообразия нет нигде.

В этом секстете важно добиться сочетания темпа, пауз и вычурности исполнения. Солистам перед показом оперы «Золушка» так важна спевка. Новый сезон Цветану Омельчук сразу окунает в мир любимого бельканто Джоаккино Россини.

Цветана Омельчук, солистка Академии молодых певцов Мариинского театра, исполнительница партии Анджелины (Золушки): «Я обожаю Россини. Именно эти фиоритуры, что называется, в крови. Мне это очень нравится. Мне они импонируют. Я получаю удовольствие, когда на сцене выпеваю эти сложнейшие фиоритуры».

Виртуозные фиоритуры, меццо-сопрано понадобились и в «Итальянке в Алжире» Россини. Премьерные показы постановки будут продолжены и в начале юбилейного сезона. Создатели спектакля вернули в репертуар не только полномасштабную оперу-буфф, которая исполнялась в Мариинском лишь силами итальянской труппы в XIX веке, но и перенесли на сцену легкость, игривость и юмор произведения. Оперу готовили со вкусом композитора-гурмана.

Вячеслав Окунев, художник-постановщик, народный художник России: «Россини любил поесть, он был замечательным кулинаром. Он писал замечательные оперы. И нам хотелось в спектакле, чтобы это произошло. И чтобы были впечатления — вкусовые, цветовые. Хотелось найти эквивалент в цвете в зависимости от музыки».

Россини оказался в новом тренде Мариинского театра. Для Валерия Гергиева важный момент — появление постановок легких опер, музыка из которых давно перешагнула театральную рампу.

Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра, народный артист России: «Скоро мы вернемся и „Волшебной флейте к нашей постановке 30-летней давности. Очень хорошая постановка. Вернем «Любовь к трем апельсинам»“. Это не тяжелые названия, а, я бы сказал, легкокрылые».

Как только Валерий Гергиев стал главным дирижером, он сразу вернул в репертуар «Любовь к трем апельсинам». Остроумную и изобретательную оперу и в либретто, и в музыке. Чего только стоит Марш сказочного королевства игральных карт короля Трефа, покоривший и малышей, и взрослых.

Но вот на начало сезона выпадает всё-таки дама пик — любимая постановка Алексея Степанюка. У режиссера «Пиковая дама» — захватывающий петербургский триллер.

Степанюк снова, как и семь лет назад, старается связать каждого персонажа единой темой абсолютного зла, мучившей Чайковского всю жизнь.

Театральную пыль 137-й сезон собирает самая большая по диаметру люстра Петербурга. Примадонну из горного хрусталя по старинке спускают на лебедке, чтобы тщательно отмыть.

Под роскошным светильником, который из-за формы назвали шапкой Мономаха, было немало громких премьер и выступлений легендарных артистов. Таких, например, как Фёдор Шаляпин, чей тембр, говорят, вызывал в хрустальных подвесках резонанс, и они издавали мелодичный звон. Наверное, во время таких спектаклей и родилось расхожее выражение «Народу было столько, что висели на люстре». Кстати, вес человека бронзовые обручи выдерживают точно.

30 тысяч подвесок с блеском бриллиантов взмывают к расписному плафону. 210 ламп хрустальными лучами осветят исторический зал, который обзаведется литерными рядами. Для этого изменяют конфигурацию оркестровой ямы.

История Мариинки настолько долгая, что могла бы вместить в себя по времени некоторые государственные образования. Но каждый раз при поднятии занавеса оживает волшебство другого оперно-балетного мира. В этом году в 240-й раз.

Павел Рыжков

Читайте также