Участницам «панк-молебна» грозят тюрьмой и гееной огненной

22.02.2012, 18:30

, Densvoboda

Церковная общественность разгневана акцией в храме Христа Спасителя.

Накануне днем скандальная феминистская группа Pussy Riot ворвалась в храм Христа Спасителя и исполнила перед алтарем хулиганскую песню. Девушки натянули на головы разноцветные чулки с прорезями для глаз и под аккомпанемент электрогитар прокричали то, что сами называют «панк-молебном». Охранникам потребовалось около 5 минут, чтобы прекратить концерт и выдворить группу на глазах шокированных прихожан. Выходка обошлась без последствий для ее участниц: их даже не доставили в полицию.

Акция вызвала негодование части православной общественности. Так, протоиерей Всеволод Чаплин в блоге «Православная политика» заявил, что жить в государстве, где допускаются такие акции, нельзя.

Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата: «Мы не можем и не будем жить в государстве, где такие выходки возможны. Значит, государство после этой выходки должно измениться».

Священник напомнил, что за нарушение закона Божьего грешнику грозит «вечная смерть в геене», если он не покается. Кроме того, по мнению Чаплина, выступление Pussy Riot можно приравнять к экстремизму.

Чтобы пресечь такие акции в будущем, священник предложил перенести статью об оскорблении религиозных чувств в уголовный кодекс, то есть признать его преступлением. По словам Чаплина, сегодняшнее наказание в виде штрафа от 500 до 1000 рублей — слишком мягкое.

Всеволод Чаплин: «Норма, конечно, крайне мягкая, потому что речь идет о действиях, способных взорвать ситуацию в стране».

Руководитель пресс-службы Московской Патриархии, протоиерей Владимир Вигилянский заявил, что в акции Pussy Riot смешались «все черты нашего времени», к которым священник относит «постмодернистское смешение верха и низа», «дьявольский антихристианский оскал некоторой части оппозиции» и «тщеславное самозванство». Священник сравнил выходку в Храме Христа Спасителя с бесчинствами комсомольцев в советских церквях.

Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московской Патриархии: «Мы становимся свидетелями страшных вещей, происходящих в нашем обществе, в котором можно избить 90-летнего старика-инвалида, чтобы завладеть его пенсией, сбить на своей машине мальчика и оставить его помирать в сугробе на обочине дороги, обругать матом женщину, ворваться в сакральное пространство храма и выкрикнуть кощунственные лозунги (вспоминаются акции комсомольцев-безбожников, которые приходили на пасхальное богослужение, чтобы, покуражившись, покукарекав, сорвать богослужение)».

Гораздо снисходительнее к «панк-молебну» отнесся протодьякон Андрей Кураев, известный православный публицист и миссионер. По его мнению, девушки устроили свою акцию в масленичную неделю, поэтому ее можно считать «законным безобразием». Сам Кураев накормил бы девушек блинами с медовухой или даже ущипнул бы в воспитательных целях.

Андрей Кураев, клирик храма Архангела Михаила в Тропарёве: «Но будь я ключарем этого Храма, я бы их накормил блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения. А если бы я был мирянином-старостой, то на прощанье еще бы и ущипнул их малость… По-отечески. Для вразумления. Ибо учиненное ими, конечно, безобразие, но — законное безобразие. Масленица на дворе. Время скоморошества и перевертышей».

Впрочем, другие священники не считают масленицу оправданием для хулиганства в храмах. Большинство из них солидарны с протоиереем Чаплиным и считают акцию богохульством. Протоиерей Олег Корытко заявил, что церковь должна молиться за девушек и призывать их к покаянию.

Олег Корытко, руководитель референтуры Московской Патриархии: «Как Церковь должна реагировать? Прежде всего, конечно, молиться за этих людей, впавших в помрачение ума и дошедших до такого отторжения Бога. А, с другой стороны, призывать их к покаянию — перемене ума».

Мнения блогеров о «панк-молебне» разделились. Одни назвали акцию кощунством и сумасшествием, другие — самовыражением и перформансом. Известный деятель современного искусства Марат Гельман заявил, что осуждает выступление.

Марат Гельман, галерист: «Сразу скажу, мое отношение к акции отрицательное. Художник имеет право на критику РПЦ, имеет право на уничтожительную, оскорбительную критику института. Но храм, вне зависимости от того, воры ли, агенты ли КГБ — его служители, воспринимается воцерковленными людьми как свое, сакральное пространство».

Однако ответственность за то, что девушкам пришло в голову устроить такой концерт, по мнению Гельмана, лежит и на самой церкви.

Читайте также