День каршеринга: как изменилась система короткой аренды машин в Москве

25.08.2022, 18:00

Видеосюжет: Михаил Плахотник
Видео программы «Сегодня в Москве»

На Северном речном вокзале сегодня отмечают день каршеринга. Рядом с портом открыли выставку арендных автомобилей, а представители Дептранса и каршеринговых компаний рассказывают всем желающим о том, как изменилась система короткой аренды машин за последние семь лет и как она будет развиваться дальше.

Этой индустрии семь лет — по крайней мере в столице. Каршеринг, кто бы что ни говорил, прочно вписался в жизнь города. В Москве — самый большой парк каршеринга в мире: в доступе прямо сейчас 30 тысяч автомобилей. Пользователи за семь лет совершили боле 200 миллионов поездок, только в этом году — 30 миллионов поездок.

Анастасия Журавлёва, заместитель руководителя пресс-службы департамента транспорта Москвы: «Благодаря развитию сервиса каршеринга и нашей аналитике мы посмотрели, что порядка 90 тысяч машин не выезжают на дороги города благодаря каршерингу. <...> То есть меньше нагрузка на уличную дорожную сеть».

Город видит в каршеринге пользу, оплачивает часть стоимости парковок для арендных автомобилей, чтобы для водителей она была вообще бесплатной. Власти помогают пополнять автопарк.

Анастасия Журавлёва: «С 2018 года по поручению мэра Москвы Сергея Семёновича Собянина правительство Москвы выдает субсидии операторам каршеринга на погашение лизинговых платежей, и в этом году субсидия была увеличена в два раза. За четыре года, что действует эта программа, операторам каршеринга было выплачено порядка 500 миллионов».

Жесткие требования смогли выдержать не все компании. Еще несколько лет назад их можно было насчитать почти два десятка. На сегодня между собой конкурируют только четыре крупных игрока. При этом автопарк только вырос. Поменялся не только рынок, но и потребитель. Теперь типичный пользователь — семейный человек старше 30 лет, который ответственно подходит к аренде машины.

Эта ответственность появилась не у всех и не сразу. С поддельными аккаунтами и лихачами провайдеры сервиса более-менее научились бороться, но у некоторых горожан осадочек все еще остался. Однако администратор сообщества любителей каршеринга Владимир Шехонский уверен, что славы аварийных эти машины не заслуживают. Он указывает на статистический курьез: личный водитель ездит на машине один, а за рулем каршерингового автомобиля за день может побывать семь человек, и для каждого вероятность попасть в ДТП индивидуальна.

Отношение к каршерингу меняется. Из диковинки он превратился в обыденность. Появляются целые сообщества его любителей.

Юрий Николаев, автор телеграм-канала о каршеринге: «Самый важный лайфхак — прочитать условия использования сервиса. Наши люди просто пренебрегают этой историей, и потом появляются вопросы: почему меня оштрафовали за сигареты, почему штраф за превышение, почему из-за стиля вождения мне дороже и так далее. Вторая история — фотографировать все до и после аренды».

Роман Пармёнов, активный пользователь каршеринга: «Может, своя машина — и „ласточка“, но она несет в себе расходы. Учитывая, что мы находимся в Москве, в эти расходы включается платная парковка. Работаю я в центре и платить вот эти 480 рублей за каждый час не готов».

А еще не нужно машину заправлять, менять резину и чинить. Насколько это выгодно, каждый может посчитать сам. А провайдеры уже посчитали и просчитали некоторые привычки и курьезы москвичей. Например, почему-то особой любовью у пользователей пользуются районы Люблино и Кузьминки. Также специалисты говорят, что машины часто используют для поездки в роддом.

Заменит ли полностью рано или поздно каршеринг личный автотранспорт? Вряд ли. Будет ли развиваться и дальше? Почти наверняка будет.

Михаил Плахотник

Читайте также