Царскосельские реставраторы возрождают Зубовский флигель

23.08.2022, 19:33

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Сегодня реставраторы показали, как идут работы в личных покоях Екатерины II в Царском Селе. Исторический вид постепенно возвращается в восемь залов Зубовского флигеля Екатерининского дворца в Пушкине. Масштабная реставрация стала возможна лишь при поддержке «Газпрома»

Эти покои были предназначены для работы и отдыха императрицы. Создание убранства тогда поручили знаменитым мастерам XVIII века — Чарльзу Кэмерону и Джакомо Кваренги.

В отделки использовалось цветное стекло, фаянс, живопись и китайские лаки. Шедевр эпохи классицизма в ХХ веке был разграблен и уничтожен немецкими нацистами. И долгие годы среди историков восстановление уникального интерьера считалось невозможным. До тех пор, пока свою помощь и партнерство не предложил «Газпром».

Это реставрационный Монблан. Когда мы это завершим, это станет вершиной музейного дела, говорят все, кто участвует в реставрации. Процесс запущен и идет в полную силу. А журналистам дали возможность вообразить себя доверенными лицами Екатерины II, которая отправила их сюда для того, чтобы узнать, как идет процесс отделки ее нового дома и уточнить, что уже готово.

Готово большое зеркало в опочивальне императрицы, стеклянная облицовка, колонны из аметистового стекла. В Серебряном кабинете готово практически всё: зеркала, роспись, паркет. Для Китайского зала из Поднебесной выписали лаковые панно, но их пока еще не доставили.

О будущей ослепительной красоте Китайского зала пока свидетельствуют только эскизы росписи потолка, впереди огромная работа.

Борис Игдалов, директор Царскосельской янтарной мастерской: «Это, наверное, самый сложный проект, который мы когда бы то ни было делали. Это даже сложнее Янтарной комнаты. Здесь такое количество декоративных элементов, совершенно разных по своему направлению. Это и стекло, и паркет, и живопись, и керамика».

Человеку немузейному сложно представить процесс реставрации интерьеров. Хорошо, если сохранились оригинальные, аутентичные детали. Но если их нет, реставраторам приходится обрабатывать огромный массив данных, чтобы установить, как выглядели эти комнаты во времена Екатерины. Что-то зафиксировано в живописи и на рисунках, что-то в словесных описаниях современников. И для любой восстановленной детали должно быть документальное подтверждение.

Илья Федосов

Читайте также