«Горжусь, что у нас президент Путин»: люди возвращаются в разрушенное атаками ВСУ мариупольское село

22.08.2022, 09:19

Видеосюжет: Евгений Голованов
Видео программы «Сегодня»

Более 20 тысяч мин обнаружили российские саперы с начала июля в маленьком селе Широкино под Мариуполем. Работа там не закончена, проверены только две трети территории, остальную специалисты еще прочесывают, используя для обезвреживания мин в том числе роботов.

Широкино — небольшой поселок под Мариуполем, прямо на берегу Азовского моря. ВСУ и национальные батальоны выбили оттуда еще весной. Отступая, они превратили все дороги, огороды и пустыри в сплошное минное поле. Разминирование идет до сих пор. Уже найдены больше 20 тысяч взрывоопасных предметов.

Позывной Сайга, командир группы разминирования: «Найдены взрывоопасные предметы, как в управляемом варианте мины установлены, в неуправляемом варианте, мины-ловушки, установлены гранаты на растяжке, установлены мины-ловушки под завал».

Пожалуй, самое безобидное, что здесь находят саперы, это хвостовики от РПГ, ручных противотанковых гранатометов, с помощью которых украинские националисты пытались сдержать на этом направлении продвижение российских войск. Они уже не представляют никакой угрозы, но тем не менее в земле, которую еще предстоит обрабатывать, это инородные предметы. Их собирают в кучу для последующей утилизации. Для разминирования используют и роботизированный комплекс. В густой высохшей траве «Уран-6» высотой в полтора метра почти не виден, что уж говорить о разбросанных в ней боеприпасах.

Чтобы разминировать поле, которое сравнимо с тремя футбольными, у саперов с обычными миноискателями ушло бы несколько дней, а то и недель. Роботизированного комплекс «Уран-6» с этой задачей справляется буквально за несколько часов.

Позывной Робот: «В чем особенность работы с этим пультом. Это сложнее, чем в компьютерной игре, потому что здесь все по-настоящему. И ответственность ложится на тебя».

Саперы международного противоминного центра уже расчистили большую часть поселка. Сюда постепенно начали возвращаться местные жители. Лилия Александровна приехала одной из первых.

Лилия, жительница поселка Широкино: «Мы благодарны и администрации, что услышали нас и начали разминировать. Люди многие бояться заехать. Многие говорят про мины. Я не боялась».

Полжизни Лилия проработала здесь сначала в тепличном хозяйстве, затем агрономом. Муж комбайнер. Это их земля. Вернувшись домой, они не узнали свой поселок, он разрушен и разграблен.

Лилия: «Естественно, разрушили все бойцы „Азова“*. Повыдирали даже проводку, дома тоже. У меня тут добыло дорогое оборудование. Мы в свое время вложили сюда большие деньги. Вот, посмотрите, вообще ничего нет, потолки даже содрали».

До 2014 года в поселке Широкино проживали больше 1300 человек, пока это место не облюбовали националисты. Ои обустроили здесь базу, штаб и склады боеприпасов. Местных жителей, говоря их же языком, начали кошмарить. В 2015 году машину Лили Александровны расстреляли за то, что сын служит в народной милиции ДНР, и вообще за то, что русская.

Лилия: «Я родилась в России, и сейчас я гражданка России, горжусь этим. Я горжусь, что у нас президент Путин. Я его любила раньше, и сейчас я его люблю. Я же не против Украины, против ее народа. Я против этих тварей, которые там руководят».

Больше всего люди хотят, чтобы сюда никогда не вернулась прежняя власть, чтобы населению дали возможность вновь спокойно жить и работать. Лилия Александровна планирует открыть в полуразрушенном кафе небольшой продуктовый магазин.

*«Азов» — террористическая организация, запрещена в России

Новости по теме

Читайте также