Считались утраченными: в Москве показали легендарные советские болиды

12.08.2022, 18:15

Видеосюжет: Эдмунд Желбунов
Видео программы «Сегодня в Москве»

Как выглядели советские гоночные автомобили, какую скорость они могли развивать и кто восстанавливает редкие болиды, которые раньше считались утраченными? Обо всем этом расскажут на ВДНХ на выставке «Борьба за скорость». Она проходит в Музее Гаража особого назначения.

История советского гоночного автоспорта, который развивался по своим законам — в условиях железного занавеса и вдали от зарубежных гоночных трасс — оказалась богата на уникальные модели, которые больше нигде и никогда не выпускали. В основе новой экспозиции в Музее Гаража особого назначения — 15 автомобилей, которые долгое время считались утраченными. Их вернули к жизни историки и мастера-реставраторы.

Игорь Ермилин, историк советского автоспорта: «Это история страны, это история, сохранившаяся в единичных экземплярах, потому что историей мы очень пренебрегали. Это машины, которые формировали советский автоспорт с начала 1950-х до середины 1980-х. Уникальность этих машин в том, что они остались в единичных экземплярах».

Главные герои выставки «Борьба за скорость» — ретро-модели «Победа-спорт», «Эстония», ЗИЛ, «Харьков». Сейчас эти названия известны, наверное, только любителям автоспорта. Но когда-то эти имена звучали громко, на всю страну, завоевывая спортивную славу своими рекордными результатами. Причем многие экспонаты сохранились до наших дней в единственном экземпляре. Более того, у них удалось восстановить двигатели, так что спустя полвека эти легендарные автомобили снова на ходу.

Несмотря на технический прогресс, у ретро-машин остаются еще рекорды скорости, которые не удалось побить до сих пор. Инженер-конструктор Николай Васильевич Разинчев в свои 79 лет вспоминает, как 52 года назад установил на ЗИЛ-112-С рекорд скорости в категории автомобилей с объемом двигателя до восьми литров. Тогда, 10 октября 1970 года, ему удалось разогнать свой болид до 240 километров в час на трассе диной всего 500 метров, а средняя скорость составила 112 километров в час. С тех пор Николай Васильевич остается обладателем последнего всесоюзного рекорда скорости, установленного на ЗИЛе. Говорит, что побить достижение не получится — таких двигателей больше нет.

На выставке расскажут, конечно, не только про рекорды скорости пилотов, но и про достижения советских конструкторов. Гости узнают, например, о легендарном болиде с двигателем от истребителя МИГ, а также об опередивших свое время проектах сверхскоростного автобуса и грузовика. А при помощи стендов с редкими фотографиями можно познакомиться с судьбами конструкторов и спортсменов, которые стояли у истоков отечественного автоспорта.

Юлия Куклина, генеральный директор Музея Гаража особого назначения: «Это выставка абсолютно уникальных советских спортивных автомобилей. Все они — из частной коллекции, и их нельзя было в свободном доступе посмотреть. И пока они стоят здесь, мы ждем наших посетителей. И надеемся, что нас будут иметь в виду как точку притяжения на карте событий Москвы».

Всего на выставке более 500 уникальных экспонатов. Изучить их в ближайшие два месяца сможет любой желающий.

Эдмунд Желбунов

Читайте также