В аэропорту Шереметьево показали работу уникальных для России систем

11.08.2022, 18:00

Видеосюжет: Илья Лядвин
Видео программы «Сегодня в Москве»

Аэропорт Шереметьево отмечает день рождения. Ровно 63 года назад там приземлился первый пассажирский рейс из Ленинграда. Сейчас Шереметьево — крупнейший аэропорт России по объемам перевозок.

Как завершается полет со стороны пассажира, знают многие. Но что происходит за бортом в этот момент? На место стоянки самолет заходит с помощью парковочного автопилота. Как только судно становится на метки, начинается обслуживание. Оно занимает от 15 минут до полутора часов в зависимости от рейса. Один из основных этапов — заправка. Также специалисты осматривают фюзеляж и шасси. Каждый процесс расписан по секундам, как в «Формуле-1». Самолеты одновременно обслуживают до тысячи сотрудников. Задачи до каждого доводят через современную IT-систему.

Александр Бочаров, генеральный директор «Шереметьево Хэндлинг»: «Задачи приходят на мобильное устройство нашему сотруднику. Тот это видит, подтверждает. Видит, где он должен быть, в какое время, что он должен сделать».

Когда самолет будет готов к вылету, его подхватят диспетчеры. Часть специалистов работают с воздушными судами на перроне — зоне до взлетной полосы. Они ориентируются не только по системам контроля и камерам — важен и визуальный контакт. Поэтому рубка диспетчеров находится на высоте более 30 метров.

В среднем пара диспетчеров в час может отработать до 30 рейсов. Связь с пилотами преимущественно идет на английском языке. Это общемировая практика — в авиации стараются употреблять английский.

Контроль за работой всего аэропорта и главные команды идут из центра управления. Это мозг Шереметьево, здесь собраны специалисты всех оперативных служб. В сутки они обрабатывают сотни процессов: от транспортной логистики до обслуживания самолетов и безопасности. В помощь сотрудникам — экраны, куда выведены метеоданные, картинка с видеокамер, операционное расписание, загруженность аэропорта.

Дмитрий Ильин, заместитель генерального директора по информационной безопасности международного аэропорта Шереметьево: «От оптимальности того, как мы управляем этим ресурсом, зависят и качество обслуживания пассажиров, и эффективность работы аэропорта. Поэтому мы применяем такие системы как искусственный интеллект. Основная его задача — обеспечить нам очень точное прогнозирование пассажиропотока и багажного потока».

С багажом в Шереметьево работает единственная в России автоматизированная система. В подземном тоннеле между терминалами B и C чемоданы перевозят 200-килограммовые каретки — со скоростью 8 метров в секунду. Багаж фиксируется на каретке, возможности куда-то съехать просто нет. Эта система в час способна перевезти порядка 1200 чемоданов.

Еще одна уникальная для России система внедрена в зоне предполетного досмотра. Если наша ручная кладь кажется оператору подозрительной, то он просто отправит ее на дополнительный досмотр по соседней ленте. Там дежурит отдельный сотрудник. Поток пассажиров не останавливается ни на секунду. В любом другом аэропорту России проверку бы начал тот же оператор, что дежурит на энтероскопе. Порядка 30% ручной клади идет на дополнительный досмотр. Такая работа с ней не только увеличивает пропускную способность, но и делает проверку более удобной для сотрудника. Это дает свой результат.

Николай Ипатов, генеральный директор «Шереметьево Безопасность»: «Данная система позволяет работать и выявлять достаточно много всего того, что пропускается в регионах и даже за границей. Мы выявляли несколько лет назад пистолет, который пытались скрыть, который вылетал из Штатов».

Еще один шаг Шереметьево в сторону повышения безопасности — пропускная система по биометрии. Сейчас этот эксперимент продолжается.

Дмитрий Ильин: «Здесь вопрос — найти очень правильный баланс между транспортной безопасностью и желанием пропустить пассажира на борт воздушного судна без предъявления документов, по биометрии лица, используя единую биометрическую систему».

Нагрузка у Шереметьево огромная. Аэропорт — крупнейший в России по объему пассажирских и грузовых перевозок. К примеру, в допандемийном 2019-м аэропорт принял 50 миллионов человек. Хотя рекордными его показатели были всегда. Уже в 1960 году, всего через год после открытия, Шереметьево обслужил 270 тысяч пассажиров.

Читайте также