Экспедиция по маршруту воздушной трассы Аляска — Сибирь нашла места крушений пяти самолетов

10.08.2022, 10:39

Видеосюжет: Александр Терехин
Видео программы «Сегодня»

На Чукотке продолжается совместная экспедиция Русского географического общества и Минобороны России. Обследуют объекты воздушной трассы Аляска — Сибирь. В этом году ей исполняется 80 лет. Уже удалось обследовать исторические военные аэродромы и найти обломки самолетов, потерпевших крушения.

Транспортный самолет «Дуглас» пропал с радаров в августе 1943-го. Прежде чем столкнуться с чукотской сопкой, он успешно пересек Берингов пролив. По программе ленд-лиза американский лайнер должен был поступить в распоряжение Красной армии. Для выполнения задачи экипажу не хватило всего 14 метров высоты.

Людмила Ершова, заведующая отделом природы и истории Краеведческого музея посёлка Эгвекинот: «Не хватило совсем чуть-чуть дневного света, дневного времени, и произошла встреча с горой».

Место той катастрофы обнаружат только спустя 30 лет. Весть о страшной находке вместе с останками экипажа геологи принесут в поселок Эгвекинот. Так немое наследие Алсиба вновь заставило заговорить о трассе.

К 42-му году единственным безопасным каналом доставки техники по ленд-лизу оказался Берингов пролив. Воздушный мост от Аляски до Красноярска растянулся на 7 тысяч километров. От американского Фэрбанкса через Чукотку, Якутию и Сибирь. Это и был тот самый Алсиб. За годы войны с его помощью в Советский Союз доставили более восьми тысяч самолетов.

Историк Павел Филин — один из немногих специалистов по теме Алсиба. В составе экспедиции Русского географического общества он больше двух лет изучал аэродромы воздушной трассы. Каждая полоса, рассказывает ученый, одновременно могла принимать до 40 самолетов. Но в пункты назначения прибывали не все.

Экспедиция Русского географического общества — первая за 80 лет истории Алсиба. В 40-х еще было не до того. После войны архивы засекретили. Затерявшиеся в бескрайней тундре обломки интересовали лишь редких чукотских оленеводов. И не столько как памятный артефакт, в лучшем случае как ориентир на местности.

Сергей Чечулин, руководитель поискового направления департамента экспедиционной деятельности и развития туризма Русского географического общества: «Мы подняли все документы. Это десятки тысяч листов. Посмотрели все рапорты о местах катастроф, которые были. Организовали работу с местными поисковиками, с местными музеями, которые обладали информацией о местах падения. И после этого уже выдвинулись на место».

Завершившийся чукотский этап экспедиции помог найти места крушений пяти самолетов. Следуя маршруту воздушной трассы, историки отправляются на северо-запад. Специалисты займутся изучением лесов Якутии и Сибири. Жертвами Алсиба в общей сложности стали более 100 летчиков и членов экипажей. Имя каждого будет навсегда выбито на обелисках и вписано в историю.

Читайте также