Антироссийские санкции не помешали иностранным музыкантам участвовать в конкурсе Рахманинова

19.07.2022, 09:07

Видеосюжет: Светлана Гордеева
Видео программы «Сегодня»

Музыканты во всем мире сталкиваются с отменами концертов по политическим причинам. При этом заявки на участие в прошедшем в Москве международном конкурсе имени Рахманинова прислали артисты из более чем 30 стран.

Дирижер Нонсьё Клеман благодаря музыкальному конкурсу смог осуществить мечту и побывать на родине великого Рахманинова. Не испугал артиста ни сложный перелет (добираться в Москву из Берлина пришлось через Стамбул), ни политическая обстановка, ни возможные проблемы с карьерой из-за участия в российском конкурсе. Если чего исполнитель и боялся, то только того, как сработается с мариинским оркестром, одним из лучших в мире.

Носьё Клеман, дирижер (Германия): «Я очень боялся, весь вечер переживал. Думал: господи, как же мне себя вести, получится ли с ними работать. И вот сегодня я с ними поработал. Это было удивительно! Было такое ощущение, что это не первая наша встреча, что мы знакомы с музыкантами давно. Они чувствуют музыку и улыбаются, когда играют».

I Международный конкурс имени Рахманинова проходил в непростое время: в Европе отменяли выступления российских оркестров, а порой даже концерты по сочинениям русских композиторов. Пока политики пытались дирижировать искусством, музыканты из 33 стран мира отправляли заявки на участие.

Фабио Мастранджело, дирижер, член жюри конкурса: «Мне кажется, это глупость, когда политика начинает мешать культуре. Этого не должно было произойти никогда. Я часто в этом периоде напоминаю, что во время блокады Ленинграда исполнялись в филармонии симфонии Брамса, симфонии Бетховена, музыка Баха».

Победитель конкурса, композитор из Великобритании Ян Юаньфан говорит, что нет большего счастья, когда написанная тобой музыка оживает, нотные знаки превращаются в звуки. И неважно, что впервые его новая композиция прозвучала не на родине, а в России, ведь еще Шопен сказал, что у музыки отечества.

Ян Юаньфан, композитор (Великобритания): «Для меня большая честь победить в номинации „композитор“ в международном конкурсе Рахманинова. Музыка — это универсальный язык. Она должна объединять людей. Я думаю, что я как раз это и делаю своей музыкой».

Здесь знают, что у музыки нет национальности и принадлежности к политическим партиям. В академии имени Гнесиных учатся студенты из 30 стран. И уже приходят заявки от иностранцев на обучение в международной летней школе. Это шестидневный курс с лекциями лучших педагогов.

Александр Рыжинский, ректор Гнесинки: «Несмотря на определенные сложности сегодняшние, мы наблюдаем, что многие наши партнеры из-за рубежа, студенты из европейских стан, несмотря ни на что ценят ту школу, которую получают здесь, не хотят расставаться со своими педагогами. так что у нас нет оттока студентов».

Жизнь известной американской пианистки украинского происхождения Валентины Лисицы застыла на минорной ноте после того, как она съездила в ДНР и дала несколько концертов.

Валентина Лисица, пианистка: «Я уехала очень рано в Америку, я верила в свободу слова, мнения. Я думала, что делаю действительно хорошую вещь и в общую дискуссию привношу другой угол. Думала, что я покажу, что люди там такие же, они так же любят музыку».

Сыграть в унисон с общественностью, которая весь мир, как клавиатуру рояля, разделила на черное и белое, не получилось. Пианистка осталась без контрактов, а ее концерты, на которые обычно не достать билетов, начали отменять один за другим по всей Европе. Те организаторы, что отказываются плясать под дудку активистов, рискуют, возможно, не только репутацией.

Валентина Лисица: «Сейчас у меня происходит разговор с организатором фестиваля во Франции. Я ее упрашиваю: давайте отменим концерт, потому что угрожают отменить весь фестиваль. Она говорит, что хочет им доказать. Мне придется ехать, я не могу себя отменить».

Слово «отменить» стало главным в этом сезоне. Отменили гастроли Мариинского театра. Отменили сотрудничество Большого театра с «Метрополитен-опера». История, впрочем, полна примеров того, к чему приводят любые отмены, замены и попытки музыкальный инструмент сделать инструментом политическим.

Нонсьё Клеман: «Музыка не должна быть связана с политикой. Конечно, теоретически ее возможно использовать в политических целях. Что угодно можно привязать к политике. Но так быть не должно. Это, наверное, звучит немного наивно, но музыка объединяет людей. Я думаю, что я строю мосты. И это очень важно».

Читайте также