Эстетика импортозамещения: для отечественных промтоваров создадут уникальный дизайн

06.07.2022, 19:00

Видеосюжет: Алексей Прокин
Видео программы «Сегодня в Москве»

В Москве начался прием заявок на участие в конкурсе «Фабрика дизайна». Кандидаты должны разработать уникальные визуальные решения для отечественных товаров. В числе заказчиков — производители медицинской, дорожной, авиационной, спортивной техники. Все они рассчитывают, что дизайнеры помогут им обновить внешний вид продукции и создать альтернативу импортной.

Дизайнеры говорят, что своей работой можно порадовать или испортить настроение миллионам. Чувства потребителей важны: по данным разных опросов, каждый четвертый автовладелец разговаривает со своей машиной. И это важно для понимания того, как внешний вид машины влияет на мироощущение человека. Поэтому к дизайну автомобилей такое внимание.

Мироощущение россиян через дизайн машин годами формировали в Научно-технический центре «АвтоВАЗа». Здесь создали подразделение «Центр стиля», о котором мало что знают внутри страны, но его специалисты востребованы по всему миру.

Валерий Сёмушкин, художник-конструктор «Центра стиля» «АвтоВАЗа» с 1971 по 2009 год: «Итальянцы заложили две мраморных плиты из рудников Каррары. Мы на них должны были делать новый дизайн».

Сёмушкин долгие годы работал под началом советского художественного конструктора Марка Демидовцева. Еще когда «АвтоВАЗ» строился на берегах Волги, Демидовцев на средиземноморском берегу в Ницце выиграл Кубок президента Франции Шарля де Голля за дизайн автобуса ПАЗ «Турист». Сёмушкин пришел на завод в сентябре 1971-го. В мае 1972 года представил главному конструктору Соловьеву макет Нивы в масштабе «один к пяти».

Виталий Ставицкий, президент Союза дизайнеров России: «Российский промышленный дизайн есть, просто мы о нем не знаем, мало говорим».

Каким будет промышленный дизайн в России — решается здесь и сейчас. Жюри конкурса «Фабрика дизайна» выбирает лучшие работы. Задача конкурса — познакомить предпринимателей с творцами.

Виталий Ставицкий, президент Союза дизайнеров России: «Сказать, что на сегодня есть какая-то конкретная эстетика, нельзя. Есть понимание национального лица отечественных продуктов. И второе — это мировое лицо, когда нет привязки к географии производства».

Корнями отечественный промышленный дизайн в нашей стране во многом уходит в космическую эстетику пылесосов. Дизайнеры молниеносно ответили на мечты потребителей о полетах к звездам в отдельно взятых квартирах. На космические настроениях эпохи появились «Сатурн» и «Ракета».

Уловить настроения современного бизнеса и конечных потребителей, безусловно, сложнее. Зато ясна конечная цель — разработать продукт с полным жизненным циклом: от идеи до утилизации.

Виталий Ставицкий: «Встречают по одежке. Визуализация — это первичный фактор привлечения потенциального покупателя. Абсолютно все завязано на дизайне».

Возле Научно-технического центра «АвтоВАЗа» расположена церковь Архангела Михаила. Автор проекта и куратор ее строительства — дизайнер Марк Демидовцев. Церковь выглядит необычно, потому что в каждом новом проекте специалист видел шанс на неограниченный творческий риск.

Алексей Прокин

Читайте также