Вступление Швеции и Финляндии в НАТО: в Европе замалчивают неприятный факт

05.07.2022, 10:42

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео программы «Сегодня»

Швеция и Финляндия завершили переговоры по вступлению в НАТО. Государствам потребовался всего один раунд. Как сказано в официальном заявлении Североатлантического альянса, обе страны пообещали выполнять политические, юридические и военные обязательства перед блоком. Ожидается, что уже сегодня в Брюсселе подпишут протокол о присоединении кандидатов к НАТО. Заявку они подали еще в мае, однако процесс вступления блокировал другой член блока — Турция. Анкара требовала от североевропейских стран выдать ей членов курдских организаций, которых считает террористами.

Сегодня на Западе все настолько воодушевлены перспективами вступления в НАТО Швеции и Финляндии, что и европейские политики, и либеральная пресса старательно замалчивают один неприятный факт, потому что не хотят портить себе праздник. Дело в том, что Анкара согласилась поддержать кандидатуры Стокгольма и Хельсинки отнюдь не даром: Турция, как известно, настаивала на том, чтобы Швеция и Финляндия признали курдских активистов террористами и перестали давать им убежище. Был также подготовлен список на экстрадицию из 33 фамилий людей, которых незамедлительно стоит выдать Анкаре. По некоторым данным, три человека уже были тайно переданы турецким спецслужбам в аэропорту Стокгольма.

Сабах Аббас Али, председатель Ассоциации финско-курдской дружбы: «Мы, курды, считаем, что нас продали ради непонятных целей. Сможем ли мы впредь доверять Финляндии? Это была свободная страна, где мы могли говорить на своем языке, что нам запрещали делать в Турции, и развивать свою культуру. Теперь Финляндия поворачивается к курдам спиной. И это злит не только курдов в Финляндии, а все мировой сообщество курдов — 40 миллионов человек. И они с тревогой следят за вступлением Суоми в НАТО. Мы разочарованы этим шагом».

Турецко-курдский конфликт имеет давнюю историю. Это самый большой в мире этнос, не имеющий своего государства. Курды живут на территории, поделенной между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Анкара отказывается признавать курдов народом, именует их горными турками и ведет жесткую ассимиляцию. Но поглотить 20 миллионов человек (такова примерная численность турецких курдов) непросто. Они ведут войну за независимость. В 70-е и 80-е годы курды действительно практиковали террористические методы, но потом немного остепенились и перевели значительную часть борьбы в политическую плоскость, эмигрировав и критикуя турецкие власти из-за границы.

Амине Какабаве, представительница курдов, независимый член парламента Швеции: «Почему у всех есть право на убежище, а у нас, у курдов, у меня такого права нет, особенно здесь, в Швеции, и особенно сейчас, когда Швеция планирует вступить в НАТО. Разве это означает, что мы должны ограничивать права человека и интернациональную солидарность? Сейчас Швеция оставляет курдов на произвол судьбы».

Амине Какабаве — депутат шведского парламента, она есть в том самом списке подлежащих экстрадиции в Турцию, хотя Амине никогда не была гражданкой этой страны. Она родилась в Иране, еще в молодости эмигрировала в Швецию, как активный критик Анкары впала в немилость. Вместе с ней в списках известный журналист Рагип Зараколу, писавший о геноциде армян в Османской империи, и много других курдов известных и не очень. Совсем недавно на Западе их называли борцами за свободу и права человека, а теперь готовы сдать стране, где им, весьма вероятно, уготованы допросы с пристрастием, а возможно, и смертная казнь.

Магде Шване, представитель Курдской ассоциации по правам человека: «Тюрьма и пытки для курдов всегда наготове, об этом хорошо известно. Довольно странно, что мир сейчас активно обсуждает членство Швеции в НАТО, но при этом все молчат о том, что происходит с курдами. Турция ведет против нас войну, постоянно тревожит курдов своими вторжениями в Сирии и Ираке».

Чувствуя нарастающую напряженность, представители шведских и финских властей заявляют: мол, окончательные договоренности о выдаче тех, кто получил политическое убежище, не подписаны; да, Анкаре кое-что обещали, но обещать не значит жениться. Вот только Турция — настойчивый переговорщик, своего, как правило не упускает, так что Хельсинки и Стокгольму, возможно, придется расстаться с имиджем самых демократичных и принципиальных защитников угнетенных.

Общественное мнение в Швеции и Финляндии расколото. С одной стороны, народ так активно обрабатывали слухами о российской угрозе, что многие действительно уверовали в «спасительное НАТО». И, конечно, с курдами как-то неловко получается, недемократично.

Связанные новости

Читайте также