Семья расстрелянного фашистами в годы ВОВ партизана нашла место его гибели

29.06.2022, 11:13

Видеосюжет: Антон Талпа
Видео программы «Сегодня»

В Вязьме потомки участника Великой Отечественной войны впервые встретились друг с другом на могиле своего героического предка. Партизан Дмитрий Вохминцев погиб 80 лет назад, его расстреляли фашисты при побеге из концлагеря. Все это время он числился пропавшим без вести. Место гибели установили лишь недавно.

Зое Вохминцевой 93 года. Большую часть своей жизни она пыталась найти сведения об отце Дмитрии Вохминцеве, пропавшем без вести под Смоленском в феврале 1942 года. Поиски привели ее в Вязьму.

Человек 20 родственников Зои Вохминцевой приехали в Вязьму со всей России, чтобы вместе увидеть то место, где погиб Дмитрий Вохминцев. Поиски вели тоже вместе: долгие годы проверяли архивы, искали однополчан, но безрезультатно, пока однажды Зое Вохминцевой не пришло письмо, в котором сослуживец отца пролил свет на историю.

Зоя Вохминцева: «Во время войны они были в партизанском отряде. 5 июля был слет партизан. Кто-то предал. Немцы взяли в плен всех партизан и привезли в Вязьму. Они с Васькой решили бежать, их немцы расстреляли».

Судя собранным данным, Дмитрий Вохминцев находился в лагере для военнопленных «Дулаг-184». Название образованно от двух слов на немецком «пересыльный» и «лагерь». И таких «Дулагов» с разными порядковыми номерами было немало на территориях, занятых немцами во время Великой Отечественной.

«Дулаг-184» находился под Вязьмой с 1941-го по 1943 год. Сюда попадали раненые красноармейцы или те, кто не смог выбраться из окружения осенью 1941-го. Немцы заставляли пленных работать на железной дороге. В наши дни от пересыльного лагеря ничего не осталась, лишь этот монумент в память о погибших солдатах.

Содержали пленных в тяжелых условиях. Люди спали на земле, ели мало, пить им давали реже положенного. Многие погибали от истощения, поэтому неудивительно, что красноармейцы и партизаны пытались устроить побег из концентрационного лагеря. Эту попытку, как следует из письма, предпринял и Дмитрий Вохминцев.

Ирина Лустина, внучка Дмитрия Вохминцева: «Здесь все равно последние данные о деде здесь заканчиваются. И мы считаем, что он как бы здесь закончил свою жизнь. Поэтому это место памятное, святое, как еще можно к нему относиться».

Убитых пленных хоронили погребальных рвах. Таких рвов рядом с территорией лагеря не меньше 50. Общее число жертв может превышать 70 тысяч. Из них лишь малая часть установлена. Появились эти пересыльные лагеря во время Вяземской оборонительной операции. Красная армия в октябре 1941 года пыталась остановить силы вермахта перед Москвой.

Дмитрий Поздеев, внук Дмитрия Вохминцева: «Какое-то необычное чувство. Я не могу передать его словами. Поиски начала тетя Зоя. Это было 15 лет назад, она не скрывала. Конечно, читали много книг, смотрели много кинофильмов. Все это тяжело».

Потомки Дмитрия Вохминцева понимают, что со стопроцентной точностью информацию восстановить вряд ли удастся. У них нет полных данных, да и вряд ли появятся, ведь прошло столько времени. Однако и Зоя Вохминцева и ее родственники, которые приехали в Вязьму, рады даже крупицам, совсем скромных сведениям, поскольку это позволяет им сохранять память.

Читайте также