Жара не помеха: как выбрать хороший автохолодильник

19.06.2022, 13:02

Видео программы «Чудо техники»

В России продолжают набирать популярность путешествия за рулем. Одни едут на машине на дачу, другие — за тысячи километров к морю. Все как один везут с собой продукты. Сохранить еду в жару поможет автохолодильник.

Вот уже 12 лет тележурналист и автопутешественник Андрей Леонтьев берет с собой в продолжительные экспедиции автохолодильник за 200 тысяч рублей.

Андрей Леонтьев, тележурналист, автопутешественник: «Вещь крепкая. Она побывала на Крайнем Севере, в Арктике, проехала четыре пустыни: Китай, Монголию, Казахстан, Туркменистан. И, естественно, всю Россию от Мурманска до Магадана раз пять».

Такой холодильник можно назвать профессиональным оборудованием для любителей бездорожья. Объем 70 литров, материалы и механизмы рассчитаны на большие нагрузки. Есть даже чехол, который дополнительно защищает от тряски и ударов.

Андрей Леонтьев: «Когда ты едешь по бездорожью, у тебя в машине невольно все прыгает. Любой удар по любому механизму сопровождается излишним его износом. У меня был случай, когда мы ехали по трассе „Колыма“, у меня из телефона просто выпали болты от вибрации».

В магазинах, конечно, есть и более доступные модели. Программа «Чудо техники» испытала несколько видов автохолодильников и выяснила, насколько они эффективны и какие неприятности могут создать.

Термоэлектрический автохолодильник за 7 тысяч рублей может понижать температуру на 18–20 градусов относительно окружающей среды, работает от прикуривателя и обычной розетки. Электрогазовый стоит 40 тысяч, он способен опускать температуру на 22–25 градусов, питание от электросети или газового баллона. Компрессорный за 30 тысяч рублей может дать от минус 25 до плюс 10 градусов вне зависимости от жары вокруг, подключается к бортовой сети машины. Изотермический автохолодильник за 5 тысяч — это, по сути, просто термосумка, только с жесткими стенками.

Автохолодильники оценит блогер Михаил Магвайер, за плечами у которого многочисленные экспедиции на квадроциклах и внедорожниках. Войдут ли образцы в машину? В компактном кроссовере в багажник поместились все, а вот в салоне, где удобнее пользоваться, место нашлось уже не каждому. Об этом стоит помнить при выборе. Михаил, как опытный пользователь, знает и о другом нюансе: холодильники не всегда устойчивы. В этом можно убедиться на ближайшем перекрестке с круговым движением. Три модели из четырех болтались по пустому багажнику, а термоэлектрический, у которого увесистый охлаждающий механизм находится сверху, в крышке, и вовсе пытался перевернуться.

Михаил Магвайер, блогер: «Что и требовалось доказать. Поэтому в любом случае необходимо фиксировать любой груз и автохолодильник в багажнике. Потому что может быть экстренное торможение, все бывает на дороге. Все, что в багажнике, может улететь непосредственно в салон».

В Сети пользователи порой ругают подобные устройства, например, за излишнюю шумность или чрезмерное выделение тепла. По пути домой Михаил по очереди разместил автохолодильники на переднем кресле, чтобы сразу заметить, если будет слишком жарко или громко.

Михаил Магвайер: «Слышно, как работает вентилятор. Не скажу, что это какой-то глобальный дискомфорт, но все же этот шум немножко доставляет, докучает».

Остальные образцы не издавали явных звуков, а вот заставить попотеть некоторые холодильники могут, причем в прямом смысле.

Михаил Магвайер: «Катаемся уже, наверное, часа полтора, почти два. Внутри прохладно, а выходит прям такой горячий воздух. Самый горячий холодильник, который есть, поэтому хочется включить кондиционер, чтобы немножечко охладить салон».

Чтобы перевести ощущения в цифры и оценить способность холодильников охлаждать, образцы привезли во Всероссийский НИИ холодильной промышленности. Старший научный сотрудник института Алексей Грызунов начал эксперимент и установил термодатчики, а затем поместил устройства (те три, что работают от электричества) в термоизолированные камеры. Через три часа два образца нагрели воздух снаружи до 20 с небольшим градусов, а электрогазовая модель прямо отличилась — сначала опустила температуру до 12 градусов, а затем подняла до 14. При этом воздух вокруг раскалился до плюс 30 градусов. Почему он перестал охлаждать и так сильно нагрелся?

Алексей Грызунов, старший научный сотрудник Всероссийского НИИ холодильной промышленности: «Холодильник работает нормально, но любой холодильник рассчитан на определенную температуру наружного воздуха. Все эти холодильники обычно рассчитываются на температуру не выше 30 градусов. Когда температура выше, холодильная машина не гасит те теплопритоки, которые извне идут из корпуса. Поэтому стал нагреваться».

В машине на солнце включенным прибор лучше не оставлять, он не всесилен. Стоило только перенести его в комнатные условия, как он взбодрился, за следующие три часа понизил температуру внутри себя до 6 градусов и поддерживал ее. Термоэлектрический смог показать только 12 градусов, и такая прохлада появились лишь через два часа. Компрессорный образец в первый же час достиг заданного уровня — ноль градусов.

Как долго устройства сохранят холод, если отключить их от сети? К испытуемым образцам добавили термоконтейнер, который вообще не требует розетки. Компрессорный работает, как привычный домашний: жидкий фреон в замкнутой системе закипает и испаряется, образуя холод. Питание от прикуривателя.

Электрогазовый может работать и от баллона. Горящий газ или электричество нагревают водно-аммиачный раствор в системе, аммиак испаряется и охлаждает камеру холодильника. В термоэлектрическом ток проходит между двух пластин из разных специально подобранных сплавов, одна из них греется, выделяя тепло наружу, а другая охлаждается, понижая температуру в камере.

В изотермическом никаких хитростей, там просто изолирующие стенки, которые сохраняют холод, созданный самими продуктами или специальными брикетами. При использовании автохолодильников на жаре люди нередко сталкиваются еще с одной проблемой — за ночь появляется иней, днем лед тает, продукты оказываются в воде.

Для подобных случаев некоторые производители делают специальную пробку на дне, через нее удобнее сливать жидкость. А еще к жаркому сезону некоторые мастерят автохолодильники сами, подключают их к солнечным батареям или экспериментируют с системами охлаждения.

Кто-то, чтобы сэкономить, заказывает устройства на китайском сайте. Но подключение сомнительного электроприбора к бортовой сети может быть опасным. У автолюбительницы из Москвы почти новая машина загорелась на полном ходу, а она всего лишь заряжала телефон через гнездо прикуривателя. Штекеры устройств очень разные, вероятность плохого контакта велика, в этом случае нагрев неизбежен. Плюс предохранитель срабатывает не всегда. Так что лучше пользоваться техникой от солидных производителей и регулярно проверять, не греется ли соединение.

Способность устройств сохранять холод проверили, отключив их от питания. Электрогазовый и термоэлектрический за два часа согрелись до 18 градусов, в компрессорном за три часа потеплело до 14. Если их заполнить, например, замороженными продуктами, прохлада сохранится дольше, так как еда сыграют роль аккумуляторов холода, которые смогли поддерживать в простом изотермическом образце 5 градусов дольше 10 часов. Для недолгих поездок отличный вариант. Нашлись неоспоримые плюсы у термоэлектрического образца.

Алексей Грызунов: «Вот холодильник вроде не очень хорошо набирает температуру, зато у него есть одна хорошая особенность: если вы меняете полярность, то у вас он может работать на обогрев, внутри будет обогревать. Если вы зимой куда-то едете на пикник, чтобы не замерзло, на зимнюю рыбалку, например, можно налить туда борщ».

Компрессорный вариант больше подходит для длительных путешествий, а если нужна автономная работа вдали от электричества, поможет электрогазовая модель. Выбирайте по потребностям и не оставляйте любой автохолодильник надолго без присмотра.

Читайте также