Эксперт предсказал крах «американской империи» из-за кризиса на Украине

12.06.2022, 17:19

Видео программы «Итоги недели»

Украинский кризис перезапустил многие глобальные процессы. Европа и США все свои силы и внимание переключили на него. Остальные игроки, начиная с президента Турции Эрдогана, посчитали это шансом решить свои проблемы. Эрдоган занял нейтральную позицию и предлагает сделать Турцию переговорной площадкой. Но за этим — больше, чем гуманитарный интерес. У него через год выборы, а его экономика рушится. Именно сейчас, когда все устали от конфликтов, Эрдоган обещает еще два, если не пойдут на его условия. Оба — военные, и оба — в зоне интересов американцев. Это его способ поднять национальный дух при инфляции больше 70%.

Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Я не шучу, я говорю серьезно. Мы полны решимости и будем идти до конца. Греции стоит держаться подальше от планов и действий, о которых она пожалеет, и прийти в себя».

Удар по первому пункту НАТО — Эрдоган угрожает Греции, что начнет войну за острова в Эгейском море с формулировкой «вспомните историю столетней давности». Это он про турецко-греческую войну, которую Афины проиграли.

Реджеп Тайип Эрдоган: «На данный момент в Греции создано девять военных баз США. Против кого они развернуты? Они говорят, что против России. Но мы на это не купимся, извините».

Альберто Гарсия Уотсон, политический аналитик: «Эрдоган очень хорош в своих громких политических кампаниях, и для него обычное дело использовать крайне оборонительные и в то же время агрессивные формулировки. На этот раз он играет с тем, что шантажирует НАТО в связи с интеграцией двух новых стран, подавших заявку на членство в альянсе, с помощью псевдодипломатического языка».

Эрдоган понимает, что это и против НАТО, и против Европы, что он уже ведет разведку газа в греческих водах на месторождении «Афродита» — и два года назад уже практически дошло до войны. Тогда он остановился, а сейчас он может быть уверен, что мир поворачивается к нему более удачной стороной. По логике именно сейчас Эрдоган может разыграть босфорскую карту под девизом «у меня ключи от пролива, если хотите натовские корабли в Чёрном море, прекратите меня поучать и делать мне замечания». НАТО в своем последнем коммюнике угрозами стабильности и своему единству называют Россию и Китай. Но ведь средиземноморский блок стран прекрасно понимает, все может быть значительно сложнее — именно потому, что конечной целью может быть не война с Грецией — в конце концов это дорого и опасно. Скорее речь именно о горячем желании принять в НАТО Финляндию и Швецию, за которое Эрдоган будет торговаться по-настоящему. Повторяя — никаких сторонников курдов в альянсе, и публикуя список требований — выслать курдов из Скандинавии и открыть данные финской и шведской разведок обо всем, что они знают о противниках Эрдогана. Финны уже ответили «нет». Но это не конец игры — Эрдоган требует одобрения членами НАТО его военной операции против курдов в Сирии. По итогу примет окончательное решение. Это его второй удар по НАТО и американцам.

Мевлют Чавушоглу, министр иностранных дел Турции: «Мы не должны считать равными сирийских курдов, членов Рабочей Партии Курдистана и Отрядов народной самообороны. Эти террористические организации открыто поддерживаются некоторыми странами, в первую очередь Соединенными Штатами. Именно по этой причине мы возражаем против заявки Финляндии и Швеции на вступление в НАТО».

Дэн Лейзер, политический аналитик: «По мнению Эрдогана, баланс сил сейчас складывается в его пользу. США стремятся добиться согласия Турции и поэтому готовы идти на уступки по всем этим вопросам — по курдам, по оппозиции и так далее. На какие-то уступки США точно пойдут. Я уверен, что переговоры между Стамбулом и Вашингтоном уже вовсю идут. В итоге будет заключено некое соглашение, устраивающее обе стороны».

Это уже признает Госдеп — реагируем, ищем выход, саму операцию Эрдогана в Сирии осуждаем, как и все мировое сообщество. И турецкая Hürriyet уже пишет, что Эрдоган поговорил с Россией, она тоже не одобряет, и он взял паузу в подготовке. Почему? Может быть, потому, что на следующей неделе в Казахстане новый раунд астанинских переговоров по Сирии? Эрдоган понимает — ни Россия, ни Иран не готовы сдавать ситуацию.

Дэн Лейзер: «Любая попытка Турции создать зону безопасности в северной Сирии и оттеснить курдов даст возможность „Ан-Нусре“ усилить свое влияние. США слишком заняты Украиной и, по сути, оставили курдов одних, беззащитными перед лицом турецкой угрозы. Это может привести к образованию союза между курдами и правительством Асада, что само по себе иронично. Асад и курды могут протянуть друг другу руку, чтобы создать новый антитурецкий альянс. С одной стороны окажутся Турция и „Аль-Каида“, с другой — курды и Асад».

Башар Асад, президент Сирии: «Это уже происходило два с половиной года назад, столкновение между сирийской и турецкой армиями. Сирийская армия смогла уничтожить некоторые турецкие цели, оказавшиеся на сирийской территории. Сейчас ситуация будет идентичной, насколько позволяет наш военный потенциал. Кроме того, будет народное сопротивление».

Именно сейчас Госдеп объявляет — мы требуем, чтобы Россия воздержалась от провокаций, Сирия — единственное место, где наши войска соприкасаются в реальности. Но уже понятно, что именно сейчас американцы не просто привели свои силы в боевую готовность — они понимают, что единственные союзники — курды — уже сделали шаг навстречу Асаду, после бегства американцев из Афганистана они явно были к этому готовы. На КПП в курдских районах уже сирийские государственные флаги, впервые за 10 лет. А под Хасеке американский конвой, следящий за порядком на нефтепромыслах, блокируют местные и сжигают американский флаг с криками «уходите!».

Мазлум Абди, главнокомандующий Сирийскими демократическими силами: «Мы долго готовились к такой войне, чтобы защитить наш регион. Возможная война не будет легкой. И она не закончится быстро, вопреки ожиданиям Турции. Это будет тяжелая война, и она продлится долго».

И третий удар Эрдогана — самый неожиданный, но именно он может быть наиболее болезненным и для американцев, и для европейцев. Это новая волна беженцев, которую он может спровоцировать во всем регионе — причем не от войны с курдами, а от засухи.

Хаким аз-Замили, первый вице-спикер парламента Ирака: «Турция, наш дорогой сосед, сократила количество воды на 80%. И дает нам только 20% не в соответствии с международными соглашениями или из любви к Ираку, а потому что производит электроэнергию из плотины Илису. Это перекроет воду в Ирак полностью. Что касается дорогого соседа Ирана, то он полностью перекрыл сток воды в Ирак. Четыре важные реки были искривлены, а их водные потоки отведены в сторону иранских территорий».

И тут вопрос не о Европе, а о самом большом Ближнем Востоке, ведь беженцы попадают в первую очередь туда, сметая на своем пути все преграды. Да, сейчас Эрдоган объявил, что наведет порядок на севере Сирии и отправит туда как минимум 2 миллиона человек, до сих пор остающихся в его лагерях беженцев. Но он не объясняет, как ему это удастся.

Альберто Гарсия Уотсон: «Не будем забывать, что с 2016 года Турция совершает вторжения на сирийскую территорию. На этих территориях развеваются турецкие флаги, а в школах преподается турецкий язык. Поэтому здесь мы говорим о том, что в долгосрочной перспективе вполне возможно, что эта территория в будущем станет частью Турции. Турция может совершить подобный маневр, и остальное международное сообщество даже не заметит этого».

При этом Путин созванивается с иранским президентом. Проговаривают возможную военную операцию Эрдогана, говорят о региональной стабильности, о том, что Сирия страдает. Второй вопрос — возвращение Ирана в ядерную сделку. Ведь Байден продолжает настаивать — ее нужно переподписать, на американских условиях, на днях или раньше. Но Иран ставит на то, что сейчас его позиции в регионе подскочат. Он — региональный тяжеловес, но пока мы его сдерживали, а сейчас он явно приготовился воспользоваться ситуацией. Израильтяне эту готовность уже просчитали — и нанесли предупреждающий удар по иранской базе под Дамаском. Беннет объявил — время неприкосновенности закончилось. Косвенно это признание того, что гибель в Иране сразу четырех офицеров Корпуса стражей исламской революции подряд — не случайность. Судя по утечкам, они занимались ядерной програмой. То есть — если Иран не хочет идти на ядерную сделку на условиях Байдена, который требует оставить Корпус стражей исламской революции в списках террористов и оставить за собой право уничтожать иранскую военную верхушку, то Израиль уже перешел от слов к делу. Иран в ответ объявил, что урана у него хватит для любых целей, и поставил на стоп камеры, которые записывали для МАГАТЭ, что происходит у него на ядерных объектах.

Дэн Лейзер: «Если ядерной сделки больше нет, то возникает возможность военного конфликта в Персидском заливе. Получается, что видим нарастающие конфликты почти везде. В Персидском заливе, в Сирии, в восточном Средиземноморье. Война на Украине запустила некую химическую реакцию, приводящую к возникновению других военных конфликтов. Все выходит из-под контроля. Внешняя политика США терпит крах. Полный крах. Джо Байден теряет возможность контролировать эти процессы, а американская империя начинает разваливаться на глазах».

Связанные новости

Читайте также