«Вижу в ребенке положительную динамику»: как зоотерапия помогает бороться с ДЦП и аутизмом

11.06.2022, 14:40

Видеосюжет: Илья Лядвин
Видео программы «Сегодня в Москве»

Лечение болезни можно совместить с полезным досугом. Для этого существует зоотерапия — исцеление через игру с животными. Медики утверждают , что она полезна для людей с ДЦП, аутизмом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Также она помогает избавиться от неврозов, тревожности и психозов.

Некоторые ученые сомневаются в эффективности такой терапии. При этом родители все-таки замечают улучшения у своих детей.

Для лечения используют и дельфинотерапию. Лечение строится на необычных и ярких эмоциях — смотришь в глаза животному, все внутри сжимается.

Самка дельфина Юки выполняет все команды Ивана Тарасенко. За пять лет общения с водоплавающими молодой человек практически победил заикание. Кроме того, он смог выучить несколько тренерских жестов.

Иван Тарасенко: «Что-то мне показывают, что-то я уже помню. Стараемся, чтобы я уже знал какие-то номера, из года в год уже их применял сам без инструкций».

В тренировки Ивана входят заплывы в объятиях дельфина, а также игры в мяч с терапевтом и Юки.

Анастасия Тарасенко, мать Ивана: «Мы очень довольны, мы продолжаем заниматься, потому что не можем отказать себе в этой радости и надеемся на еще больший прогресс».

Сеансы для разных детей будут иметь кардинальные отличия. Каждая программа выстраивается исходя из особенностей ребенка.

Алексей Зыков, дельфинотерапевт: «Чаще всего мы работаем с детьми с расстройством аутистического спектра, с ДЦП, с синдромом Дауна. <...> Когда специалист-логопед или какой-то другой дефектолог уже застрял на каком-то уровне, дельфинотерапия позволяет ребеенку раскрыться заново. Сделать большой шаг вперед».

Канистерапия дает эмоции более привычные, но не менее яркие. Обворожительный золотистый ретривер Сеня сразу разрешает гладить его. Психолог дополнительно предлагает вычесать животное, чтобы лучше почувствовать собаку. Из шерсти потом можно сделать аппликацию или даже мягкую игрушку.

Питомца можно покормить. Также собака не против игр.

Ника Могилевская, канистерапевт, зоопсихолог: «Сеня бывает не очень ловкий, это где-то идет в унисон с проблемами ребенка. То, что собака иногда неуспешна, — это для ребенка бывает важным показателем, что и он может быть неуспешным, и это нормально. С другой стороны, если собака ловит мяч, то это заслуга ребенка, который кидает».

Игра с собакой развивает у детей не только физические навыки — улучшает речь и, например, эстетическое восприятие мира.

Комплексный подход нужен и в иппотерапии. В среднем два-три занятия уходят только на то, чтобы привыкнуть к животному. После адаптации начинается работа с лошадьми. Чтобы усидеть на животном, ребенку приходится напрягать все мышцы тела.

Задача усложняется, когда тренер дает упражнения. Ребенку приходится постоянно концентрироваться на процессе, что особенно полезно, например, гиперактивным детям. Мария Нейман общается с лошадьми уже три месяца.

Марина Нейман, мать Марии: «За срок, который мы занимаемся, я вижу в ребенке положительную динамику. Ребенок стал более внимательным. Какие-то занятия, которые раньше не удавались, сейчас они удаются легче».

Сложные диагнозы вылечить только через зоотерапии вряд ли получится. При этом она может стать дополнительным аргументом в споре за здоровье ребенка.

Илья Лядвин

Читайте также