«Гаишники для гаишников»: в Госдуме призвали бороться с «отмазыванием» полицейских от штрафов

08.06.2022, 15:00

Фото: РИА Новости © 2022, Константин Михальчевский

В Госдуме РФ призвали более подробно прописать персональную ответственность руководства ГИБДД, которое прикрывает своих подчиненных и не наказывает их по закону. Такое предложение в разговоре с НТВ озвучил депутат Султан Хамзаев. Свою идею он высказал после того, как МВД выступило против штрафов для гаишников. О чем поспорили полиция и законодатели? Кого все-таки накажут рублем — водителей или правоохранителей?

Спор МВД и законотворцев

В среду утром, 8 июня, РИА Новости сообщило, что министерство внутренних дел России не поддержало законопроект о штрафах для сотрудников ГИБДД. Этот закон разработали и внесли в парламент на рассмотрение группа депутатов от ЛДПР и несколько членов Совета Федерации. Они предложили наказывать рублем гаишников за незаконное выписывание штрафов водителям.

Документ предусматривает административную ответственность. Его авторы считают, что штрафовать таких инспекторов нужно в размере выписанного ими неправомерного штрафа, но минимум на пять тысяч рублей.

В МВД сочли законопроект избыточным и обратились в Минюст. В полиции пояснили, что за совершение противоправных действий должностные лица органов внутренних дел уже и так могут быть привлечены к административной ответственности по КоАП. Более того, предусмотрена и дисциплинарная ответственность (№342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В министерстве отметили, что по каждому выявленному факту ошибочно вынесенного штрафа сотрудником ГАИ проводится служебная проверка. По ее результатам принимаются соответствующие меры реагирования.

«Мы должны, получается, гаишников для гаишников ввести что ли?»

У правоохранителей есть поводы для возмущения, поскольку внесенная в Думу инициатива о штрафах действительно местами вызывает вопросы, сказал НТВ член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Султан Хамзаев. Например, стремление «зазеркалить штраф» вряд ли позволит пресекать новые ошибочно выписанные постановления о штрафах для водителей, считает он.

Султан Хамзаев: «Это спорный вопрос. А кто будет определять штраф, автоматически выписывать его? Тогда по логике мы должны, получается, гаишников для гаишников сделать что ли? Не исключаю, что у моих коллег могли быть самые благие намерения, когда они вносили этот проект в парламент, но пока что это, скорее, грамотный пиар, а не рабочая модель».

Тем не менее проблема незаконных штрафов остается, с ней нужно бороться, полагает собеседник НТВ. Он предложил не сворачивать дискуссию и выразил мнение, что предупреждать такие инциденты нужно в первую очередь с помощью акцента на персональной ответственности руководства тех инспекторов, которые неправомерно штрафуют.

Султан Хамзаев: «Персональная ответственность должна быть на всех уровнях принятия решений в государственной системе. В Трудовом кодексе дисциплинарная ответственность прописана довольно неплохо с обеих сторон, только бы еще все это на практике применялось. Очень часто все это остается на усмотрение руководства того или иного сотрудника. Поэтому я бы больше уделил внимание тому, как прописать персональную ответственность руководства таких инспекторов в той части, когда оно прикрывает их или не наказывает должным образом, с учетом их профпригодности».

«Понятно, что автомобилисты будут за, но и инспекторы оказались в сложной ситуации»

Штрафы для инспекторов ГАИ за нарушения на работе — это тема, которую продвигают в России уже несколько лет, сообщил НТВ главред журнала «За рулём» Максим Кадаков. По его словам, рабочая группа по защите прав автолюбителей при Общероссийском народном фронте (ОНФ), в которую он входит, примерно три года назад начала прорабатывать эту инициативу. За это время стало ясно, что нужно не столько наказывать сотрудников ГИБДД, сколько повышать их внимательность.

Максим Кадаков: «Идея депутатов от ЛДПР и сенаторов — наказать столько-то раз, чтобы инспектор стал внимательнее. Но по факту для водителя, оштрафуют ли гаишника внутри ведомства или нет, второй вопрос. Первостепенно — избежать самого прецедента. У человека, когда он получает неправомерный штраф, возникает вопрос: „Почему я должен страдать, защищаться, бегать, тратить время и деньги?“ Инспектор, раз он на госслужбе, должен качественно работать, а при растущем числе штрафов увеличивается и количество ошибочных постановлений. Части таковых можно было бы избежать».

Безусловно, МВД будет против такого подхода, автомобилисты — за. Однако можно понять и правоохранителей, считает автоэксперт. По его словам, часто инспекторы ГАИ не могут однозначно определить факт нарушения по тем данным и фото, что есть у них перед глазами.

Максим Кадаков: «Это не значит, что водитель должен страдать, но на месте гаишника и я, и вы точно так же можем допустить ошибку. У инспектора крайне мало времени на вынесение штрафного постановления, а нагрузка огромная. Поэтому в этой дискуссии инспекторы тоже оказались в очень сложной ситуации».

В заключение собеседник НТВ заявил, что нужно продолжать вырабатывать меры, которые позволят избежать неоправданных штрафов для граждан. По мнению Кадакова, можно, например, либо увеличить число сотрудников ЦАФАП (подразделение внутри региональных УГИБДД). Еще вариант — сделать так, чтобы штраф приходил не с одной камеры, а, условно, с трех. Также можно сделать обязательным приложение видеоматериалов при вынесении постановления. Это упростит жизнь и правоохранителям, и водителям, и судам, резюмировал автоэксперт.

Читайте также