Мастер классики: в Тбилиси не стало режиссера Темура Чхеидзе

06.06.2022, 19:12

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Грузии скончался известный режиссер Темур Чхеидзе. Почти четверть века народный артист России проработал в Большом драматическом театре Петербурга. Похоронят мастера 9 июня в Дидубийском пантеоне — некрополе Тбилиси, где похоронены знаменитые артисты, писатели, ученые и национальные герои республики.

Именно в БДТ он открыл себя как оперный постановщик. Петербург немало подарил Чхеидзе, но и режиссер дал много театральному городу на Неве. Приверженец классики создавал спектакли с живыми и современными персонажами. Он был уверен, что классика будет востребована всегда. Не сейчас, так потом, говорил мастер. Его ждали везде: в Грузии, Петербурге, Милане и Париже. Темура Чхеидзе не стало на 79-м году жизни.

После выхода фильма «Твой сын, Земля» в 1980 году к Темуру Чхеидзе пришла всесоюзная слава. Зрители настолько поверили в реальность секретаря райкома, что стали обращаться к актеру за помощью. А вот сам Темур Нодарович несмотря на блестяще исполненную роль и семейные традиции (его мама — известная грузинская актриса Медея Чахава) не видел себя киноактером. Чхеидзе ставил спектакли в Грузии, в том числе в театре Шота Руставели, пока не получил приглашение от Товстоногова поставить «Коварство и любовь» в БДТ.

Олег Басилашвили, народный артист СССР, актер БДТ им. Г. А. Товстоногова: «Замечательный режиссер, заменивший на своем посту Г. А. Товстоногова после его смерти. Он сделал очень много для БДТ. Он поставил ряд ярких, интересных спектаклей. Свою работу с ним я вспоминаю как большое счастье от общения с крупным, талантливым, интересным и необычным человеком».

Темур Чхеидзе, став художественным руководителем БДТ, сохранил труппу, собранную и существующую по принципам Товстоногова. Его личные пристрастия к театру трагедии совпадали с идеей создания Большого драматического.

Он снова берется за Шиллера, его «Мария Стюарт» повторила успех «Коварства и любви» и сделала успешными молодых артистов, в том числе и исполнительницу главной роли королевы Марии Ирину Патракову.

Ирина Патракова, актриса театра БДТ им. Г. А. Товстоногова: «Во всех его спектаклях есть две важные темы — любовь и смерть. Я не раз присутствовала при разговорах, когда мастера просили поставить комедию. А он говорил, что поставить-то поставлю, но кто смеяться будет».

«Мария Стюарт» прозвучала как никогда современно. Критики удивлялись, как режиссеру удавалось, мягко приглушив романтический пафос, сделать из исторических личностей живых людей. С благословения худрука исполнители изучали даже подлинные документы за подписями Елизаветы и Марии в национальной библиотеке.

«Мария Стюарт» получила несколько наград. И снова у режиссера Шиллер — строгий и стильный «Дон Карлос». Артисты с удовольствием работали у Чхеидзе, готовым всегда выслушать участников творческого процесса. Полина Толстун играла и в «Доне Карлосе», и в «Дядюшкином сне» по Достоевскому.

«Дядюшкин сон» у Чхеидзе получился одновременно и комичным, и трагичным. Роль князя в спектакле режиссера принесла Басилашвили «Золотую маску». Сам Темур Нодарович в Петербурге получил признание, в том числе и «Маску», не только как драматический, но и впервые как оперный режиссер. Валерий Гергиев оказался настойчивым, и Чхеидзе обратился к «Игроку» Прокофьева.

Режиссер долго отказывался от поста сначала главного режиссера БДТ, а потом худрука, а перед завершением реконструкции театра принял решение покинуть пост. Чхеидзе решил, что в отреставрированном здании правильней строить новый театр новому руководителю.

От него ждали возвращения в Грузию, связывая с возрождением киностудии. Хотя самого Темура Чхеидзе можно назвать человеком мира. Режиссер с грузинским паспортом, работавший в России с БДТ, Мариинским, Большим, на западе в Милане, Париже и Нью-Йорке. Чхеидзе ждали везде, как человека, который имел дар видеть что-то хорошее.

Павел Рыжков

Читайте также