Центральному детскому магазину на Лубянке — 65: как за эти годы менялся легендарный универмаг

06.06.2022, 12:04

Видеосюжет: Алина Репина
Видео программы «Сегодня»

Сегодня 65 лет исполняется одному из символов Москвы — Центральному детскому магазину на Лубянке. Универмаг построили ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Для отделки использовали мрамор, бронзу и цветное стекло. Позднее в магазине установили карусель и часы в виде солнца, которые теперь являются его визитной карточкой. С момента открытия универмаг стал самым большим магазином детских товаров в Советском Союзе. Там можно было купить школьную форму, книги и игрушки, которых не было в других магазинах. Сегодня в ЦДМ — не только продают товары, но и проводят развлекательные мероприятия для детей.

Детский мир был наивысшей точкой в бермудском треугольнике советского шопинга — ГУМ, ЦУМ, Детский мир. Детский мир открылся на Лубянской площади теплым летом 1957 года, к фестивалю молодежи и студентов. Москву, прорвав железный занавес, наводнили тысячи иностранцев.

Над Лубянкой вместо Железного Феликса реял бумажный ковер-самолет: в кинотеатрах в тот год крутили нового Старика Хоттабыча. Вся страна летела в светлое будущее. Главный детский магазин — это был дворец для детей в стиле ар-деко, с арочным фасадом и двухэтажным атриумом под стеклянной крышей.

Павел Андреев, автор проекта «Центральный детский магазин на Лубянке»: «Старый купол был без витражей, просто стеклянный. Была крыша, под ней стекло и система освещения, чтобы имитировать свет неба».

Алексей Дедушкин, москвовед: «Главное, что здесь покупали, — это железные дороги, пистоны и диафильмы».

Москвовед Алексей Дедушкин помнит все, даже очереди за мороженным.

Алексей Дедушкин: «Могло так получиться, что женщина ушла, а столик остался, люди стоят перед пустым местом. На верхние этажи стояли очереди за ужасной школьной формой, август был ужасным временем».

Прошла оттепель, застой, пришли перестройка и гласность. В 90-е годы магазин приватизировали, а в 2000-е перестроили так, что теперь фасады старые, а внутри все новое по старым чертежам. Сейчас сюда приходят 10 миллионов посетителей в год.

Александр Копанев, генеральный директор Центрального детского магазина на Лубянке: «Меня поразил бегемот за 400 тысяч. Мы провели исследование, средний чек — тысяча рублей».

На крыше открыли смотровую площадку, а под ней — тот самый музей детства, с которого мы этот сюжет начинали. Можно прийти поностальгировать.

Читайте также