Как петербургские мастера восстанавливают глиняный декор из петербургской консерватории

31.05.2022, 19:33

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Санкт-Петербургской консерватории приступили к одному из самых кропотливых и долгих этапов реставрации — восстановлению терракотов. Это тысячи элементов декора из обожженной глины. Несмотря на объем предстоящих работ, сроки сдачи в эксплуатацию всего исторического здания не сдвигаются. Реставрация на Театральной площади должна завершиться в конце 2023 года.

Пространство консерватории, пусть и занятое не музыкантами, а реставраторами, неизменно наполнено разными звуками. Сегодня на скрытых лесами фасадах солируют шпатели разных размеров.

Фасады консерватории готовят к чистовой отделке. Для этого со стен снимают тысячи декоративных элементов декора из гипса и терракоты. Это и растительный орнамент, и маскароны — горельефные изображения масок мифологических существ.

Некоторые гипсовые орнаменты уже возвращают на исторические места. На межэтажный карниз методом примораживания вернулся оригинальный отреставрированный фрагмент и воссозданный утраченный. Отдельная часть работ — восстановление украшений из обожженной глины. Их демонтировали полностью, оголив центральный резолит, основания колонн и балюстрады.

В керамической мастерской исследовали не весь полученный материал. Половина того, который изучили, реставрации не подлежит. Пока ясно, что целиком оказались утрачены все детали кровельного парапета. Утрачены еще и потому, что частично в свое время были заменены на цементные копии. Не могут вернуть оригинальный вид элементу и если его повреждения более 30 процентов. А вот некоторые расколотые черепки в умелых руках реставраторов собираются как аутентичный пазл.

Терракотовый декор подвергают многократной очистке. На некоторых балясинах видно, как старая глина светлеет, освобождаясь от слоев краски и загрязнений. Незначительные утраты восстановят, укрепят историческую керамику и покрасят. Это перспектива работ, когда степень сохранности предмета хорошая.

Воссоздание терракотовых элементов в рамках общего проекта считается наиболее технологически сложным и продолжительным. Сами же керамисты, работая со старой глиной, могут сопоставлять качество материала со временем, когда он был произведен, дополняя реставрационную историю консерватории новыми нюансами.

Читайте также