О чем не знал Дарвин: альтернативные теории происхождения человека

28.05.2022, 16:00

Почему мы так отличаемся от обезьян внешне, если, как говорят ученые, наши гены совпадают на 99%? И по какой причине современные приматы не превращаются в людей? Точно ли они были нашими предками или всё происходило совсем иначе? Эволюция работает или Дарвин ошибался?

Петербургский писатель и исследователь Виктор Тен — автор теории о происхождении человека от водных животных. По его версии, ближайший наш родственник — вовсе не обезьяна, а дельфин. Он говорит, что насчитал 42 свойства анатомии и физиологии человека, которые в дарвиновскую теорию никак не вписываются. Все они, по словам исследователя, указывают на то, что человек эволюционировал не на суше, а в воде.

Типичные наземные обитатели — львы или медведи — рычат на вдохе. А люди говорят на выдохе — это, по теории Тена, помогало нашим предкам не захлебнуться. По той же причине ноздри у человека направлены вниз, а не вперед, как у обезьян. Наши губы плотно смыкаются под водой, и ими удобно высасывать морских моллюсков из раковин. Холодный пот при испуге нужен был для маскировки от хищных рептилий, которые распознавали своих жертв по теплу тела. Дефицит йода в организме человека сейчас приводит к серьезным заболеваниям, а всё потому, что изначально мы произошли от морских обитателей, которые недостатка в этом микроэлементе не имели.

Тен говорит, что сторонников его теории особенно много среди врачей. Например, нейрофизиолога, кандидата медицинских наук из Екатеринбурга Светлану Лаврову изначально привлекли именно водные объяснения многих наших болезней. Светлана — ещё и писательница, поэтому под впечатлением от этих идей она написала даже детскую книжку о том, как устроено тело человека. И сочинение стало бестселлером. В изложении для детей теория выглядит примерно так: всё случилось около 5–7 млн лет назад на побережье древнего Средиземноморья, где изначально и жили наши водные предки. Постепенно море стало пересыхать, и его обитатели были вынуждены приспосабливаться к новым условиям. Часть из них обустроилась на мелководье. Пищи, скорее всего, хватало не всем, и в поисках лучшей жизни часть этих существ отправилась по Нилу вглубь Африки. Там они деградировали и превратились в обезьян.

На том, что обезьяны — не предки, а именно потомки людей, настаивает и другой исследователь, писатель Александр Белов. Более того, он утверждает, что от человека происходят и все другие земные обитатели. Свою теорию Белов называет инволюцией. По его версии, в борьбе за пищу и место под солнцем часть людей постепенно утратила свой внешний вид, способность ходить на двух ногах, мыслить. Они превратились кто в обезьян, кто в волков, а кто и в рептилий. На вопрос, откуда же взялся сам человека, писатель отвечает так: прилетел с другой планеты. По мнению Белова, таких вселений за полмиллиарда лет было не меньше 16. Последние два эпизода: 200 тысяч лет назад — эти пришельцы деградировали в неандертальцев, и 50 тысяч лет назад — так появились кроманьонцы — предки современного Homo sapiens. Свидетельство того, что эволюция происходила именно так — это мозг древних людей. У кроманьонцев он был почти на 300 граммов тяжелее нашего.

Инопланетная теория происхождения человека неожиданно подкрепилась и совсем недавними находками. В одной из пещер на плато Наска в Перу местный крестьянин Марио откопал необычных трехпалых мумий, похожих на гуманоидов. Журналист Павел Селин был в Перу, когда снимал вместе с коллегой программу о путешествиях, и им показали одну из мумий, которую назвали Марией. Необычная находка вызвала интерес исследователей со всего мира. Были сделаны рентген, томография, радиоуглеродный анализ, ткани взяли на биопсию и экспертизу ДНК. Выводы шокирующие. Как утверждают энтузиасты, Мария принадлежит к неизвестному ранее виду человека, жившему 1800 лет назад.

Кем были эти существа, пока до конца не ясно. Доктор технических наук, профессор из Петербурга Константин Коротков — один из тех, кто лично, как он говорит, принимал участие в работах над мумией, считает, что они могут быть тем самым недостающим звеном эволюции, в которой до сих пор слишком много загадок.

Сомнения в дарвиновской теории есть и у зарубежных ученых. Разобрав ДНК человека, генетик из США Юджин Маккарти обнаружил, по его мнению, свидетельства того, что люди могли стать результатом скрещивания приматов с другими млекопитающими, а именно свиньями. Он уверяет, что гибриды, вопреки распространенному мнению, вполне могут иметь потомство — такое он много раз наблюдал у птиц. И не случайно трансплантологи активно пробуют использовать именно свиные сердца и почки.

Многие ответы уже дала палеогенетика — наука о генах древних людей. Сванте Пэабо — один из основателей мировой палеогенетики. В Институте эволюционной антропологии Макса Планка в германском Лейпциге он с коллегами разработал способ, как извлечь и прочесть древнюю ДНК. Началось всё с так называемого человека из долины Неандерталь, останки которого были обнаружены ещё в середине XIX века. К тому моменту они пролежали в земле уже порядка 150 тысяч лет.

Чтобы понять всю сложность задачи, с которой столкнулся ученый, попробуйте представить, что ДНК — это текст, а гены — предложения в нем. У первого обнаруженного неандертальца были найдены лишь короткие обрывки фраз — так сильно молекулы были повреждены временем. Но у разных образцов дефекты были не в одних и тех же местах, и, сопоставляя фрагменты ДНК и применяя новейшие методы, ученые смогли составить очень интересный и довольно подробный рассказ о том, каким было наше генеалогическое древо.

Без достижений генетики так бы и остались непонятными те останки, которые нашли в Денисовой пещере на Алтае. Теперь же точно известно, что разные ветви эволюции приматов конкурировали между собой, и закончилось всё победой нашего вида, вобравшего в себя и некоторые черты побежденных. Например, исследователи выяснили, что унаследованная от денисовцев ДНК и сейчас помогает жителям Тибета жить в условиях высокогорья. А неандертальские гены по всему миру снижают риск выкидыша на ранних сроках беременности. Правда, то же эволюционное наследство делает людей более восприимчивыми к боли.

Генетики не сомневаются в официальной эволюционной теории. Для них она обоснована по всем математическим правилам. Так, у человека и обезьяны бонобо, например, гены совпадают на 99,68%. Сходство с ДНК дельфинов и свиней у людей составляет только около 82 процентов, что, на первый взгляд, вроде бы и не мало. Но у нас даже с бананами есть 50-процентное совпадение, и оно говорит вовсе не о каком-то близком родстве, а лишь о том, что когда-то очень-очень давно все живые организмы имели общего предка. Это всё не предположения, доказательства происхождения человека от приматов очень строгие, они все в молекулах ДНК, с которыми сложно спорить.

Читайте также