Реставраторы из Петербурга раскрыли подлинные цвета в картине Айвазовского о Петре Великом

24.05.2022, 21:11

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В преддверии 350-летия первого императора в Русском музее завершили реставрацию картины «Пётр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим».

В реставрационной мастерской Русского музея чувствуется запах свежего лака. Пять месяцев работ по восстановлению полотна Айвазовского за спиной. «Пётр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим» — преобразился в честь сразу двух юбилеев. В этом году и Петру — 350, и реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет.

Первая в истории полотна капитальная реставрация прошла при поддержке «Газпрома». Мастера начали с основы (холста) и закончили живописным слоем.

Костер, который Пётр I зажигает для подачи сигнала гибнущим судам своим, теперь заиграл новыми красками, и это не метафора. Реставраторы сняли с картины слои пожелтевшего лака, так что открылся первоначальный чуть розоватый цвет. А на заднем плане, например, стали детально видны отблески молнии.

Для этого пришлось не только убирать ненужные исторические наслоения, но и изучать состав грунта красочного слоя. Ведь от этого зависит, как именно картина стареет. Обнаружилось, что местами холст ослаб и стал хрупким. Это из-за того, что в естественные, как человеческие морщины, трещины вошли все клеи, лаки и масла, которыми картину спасали предыдущие поколения реставраторов.

Ольга Клёнова, ведущий реставратор Русского музея: «Мы удалили все заплатки, открылись прорывы достаточно заметного размера, открылась буква К, написанная коричневыми чернилами. Эта буква К сопровождает эту картину во многих местах: на подрамнике, с тыльной стороны. Мы тоже этого не видели».

Специалисты предполагают, что эта буква отсылает к генерал-адмиралу Константину Николаевичу — командующему флотом и покровителю Айвазовского, живописца при Главном морском штабе России. В процессе реставрации открылся не только символизм, спрятанный за красками, но и продуманные живописные технологии мастера, скрытые в этих самых красках.

Техника Айвазовского предусматривает сложные пигменты. На отреставрированной картине, например, вообще нет синего цвета — ни одной краски. Оттенки родились в сочетании сажи и белил, гашенных красной киноварью, которая смягчила итоговый цвет. Такие химические изыски заставили современных реставраторов, привыкших к новым составам, немало попотеть.

Многие участки на картине написаны в один прием, как вода и небо. А вот корабли переписывались: даже видно, что мачты стали пониже. Реставраторы открыли миру не только подлинные цвета и оттенки, но и тонкость нюансов живописи Айвазовского. Такой подарок к юбилею первого императора займет свое место в Русском музее в канун праздника 8 июня на выставке «Пётр Великий — и мореплаватель, и плотник».

Читайте также