Возрождение «Москвича» назвали невозможным без помощи Китая

16.05.2022, 16:03

Фото: РИА Новости © 2022, Евгений Биятов

Идея мэра Москвы Сергея Собянина возродить линейку автомобилей «Москвич» разделила экспертов в сфере автопрома на два лагеря. Одни считают это интересным и верным решением, которое как минимум позволит сохранить тысячи рабочих мест. Другие утверждают, что власти города вообще не должны в это вмешиваться. Какие могут быть варианты воссоздания «Москвича» и будет ли он пользоваться популярностью у горожан?

В понедельник, 16 мая, Собянин сообщил на своем сайте, что «иностранный собственник принял решение закрыть московский завод „Рено“». Мэр подчеркнул, что не может допустить, чтобы многотысячный трудовой коллектив остался без работы. В связи с этим было принято решение «забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом „Москвич“».

Основным технологическим партнером возрожденного Московского автомобильного завода «Москвич» станет КАМАЗ. При этом новые «Москвичи» постараются по максимуму изготавливать из отечественных комплектующих. Производство хотят сделать поэтапным: сначала наладят изготовление классических машин с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе и электромобилей.

В комментарии НТВ независимый автоэксперт Вячеслав Субботин назвал инициативу Собянина «однозначно вынужденной и в целом верной». По мнению собеседника, мэр обеспокоен тем, что «людям нужно давать работу, поэтому по-другому и быть не могло». Однако на очереди у мэрии новые заботы — реализация задуманного.

Вячеслав Субботин: «Возродить марку автомобиля можно, а вот модель — нельзя. Во-первых, „Москвич“ — это просто технически устаревшая машина, его последняя модель АЗЛК-2141 выпускалась пару-тройку десятков лет назад. По сегодняшним меркам это просто телега, в которую лошадь-то стыдно запрячь. Во-вторых, у нас нет ни соответствующих специалистов, ни оборудования, разве что сборочный конвейер „Рено“. А моторы где, а приводы?»

В такой ситуации единственный сценарий — пригласить в столицу лояльный к России автомобильный бренд. Субботин назвал три варианта: Иран, производящий «Пежо» и «Ходро», Индия с «древними» автомобилями бывших европейских марок и Китай. По мнению эксперта, рассчитывать стоит на помощь Пекина: китайцев пригласят в Москву, начнется производство машин на мощностях «Рено» с перенастройкой так, чтобы модель подходила под размеры «Рено» на платформе B0. При этом придется перестраивать конвейер, но в результате будут выпускаться китайские автомобили под брендом «Москвич».

Вячеслав Субботин: «К сожалению, китайские авто пока не очень хорошего качества, хоть и выглядят очень красиво. Стараются использовать иностранные узлы и агрегаты. С этим, кстати, тоже вопрос: вот будут они ставить японские коробки передач „Айсин“, но японцы, я думаю, не дадут производить китайские машины в России со своими комплектующими. Придется какой-нибудь китайский аналог подбирать».

Несмотря на это, продолжил собеседник, у москвичей к новому «Москвичу» не будет предвзятого отношения. По мнению специалиста, бренд и качество машины будут соответствовать друг другу.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков заявил НТВ, что сама идея «выпускать „Москвич“» сомнительна и вызывает очень много вопросов. Пока что можно только гадать, что власти имели в виду, ведь «даже на заводе „Рено“ никто ничего не понимает и не скажет», полагает автоэксперт.

Максим Кадаков: «Я вижу несколько сценариев-фантазий на тему того, что тут может быть сделано. Первое — кухонно-гаражные разговоры водителей по типу: „Вот, надо возродить былое…“ Но выпускать старый „Москвич“ невозможно — нет оснастки, нормальных моторов и т.п. Нет машины как таковой. Второе — на „Рено“ вешают шильдики „Москвич“. Это тоже сомнительно, так как сами машины „Рено“ надо из чего-то делать, а сейчас нет поставок. Третье — купить у китайской компании некую машину и выпускать ее у нас на сборочном производстве из китайских комплектующих под логотипом „Москвич“. И четвертое — разработать самим. У нас это может сделать только АвтоВАЗ, у которого своих проблем полно, и НАМИ. Плюс самостоятельная проектировка — это годы работы, бешенные инвестиции и необходимость партнерства с кем-либо».

В производство авто с нуля город, по словам эксперта, не должен вовлекаться никоим образом. Проектировка, производство, продажа и обслуживание автотранспорта — это забота завода (производителя), а не мэрии. Власти должны лишь создавать условия для предпринимателей, чем, вероятно, команда мэра Москвы по факту и будет заниматься, считает собеседник НТВ. Речь идет скорее о поиске управляющей компании, какого-либо партнера, который готов взять вышеперечисленные задачи на себя.

Кадаков выразил уверенность, что бренд авто определенно скажется на его востребованности. По словам эксперта, «Мерседес» купить приятнее, чем «Москвич». Тем не менее, если новый «Москвич» по качеству окажется на уровне «Фольксвагена», «Шкоды» или «Ниссана», его продажи будут соответствующими.

Компания Renault открыла первый российский офис в Москве в 1992–1993 годах. В июле 1998го она подписала соглашение с правительством столицы о создании совместного предприятия «Автофрамос» («авто», «Франция» и «Москва»). С того времени оно выпускало машины «Рено», позднее сменило название на «Рено Россия».

В конце марта 2022 года Renault объявила о приостановке деятельности в России. В конце апреля Минпромторг анонсировал переход российских активов компании в государственную собственность. Доля в АвтоВАЗе отошла Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ), завод «Рено Россия» — властям Москвы.

Стоимость своих российских активов Renault оценила в 2,195 млрд евро. Сумма сделки, в рамках которой активы перейдут в собственность РФ, — 1 рубль, отмечал глава Минпромторга Денис Мантуров.

Сделка по национализации активов Renault, включая АвтоВАЗ и московский завод «Автофрамос», на котором теперь будут производить «Москвичи», предполагает возможность обратного выкупа доли иностранным концерном в течение последующих шести лет, уточнили в Минпромторге.

Новости по теме

Читайте также