На выборах в парламент Северной Ирландии победили националисты из партии «Шинн Фейн»

12.05.2022, 11:31

Видеосюжет: Елизавета Герсон
Видео программы «Сегодня»

В Северной Ирландии обсуждают итоги выборов в региональный парламент. На них впервые в истории победили националисты из партии «Шинн Фейн», что переводится как «Мы сами». Политическая сила выступает за отсоединение от Великобритании. Республиканцам удалось отбросить на второе место демократов, которые, наоборот, являются сторонниками союза с Англией.

На выборах в Северной Ирландии впервые за 100 лет победила националистическая партия «Шинн Фейн». 27 мест в местной ассамблее. В переводе «Шинн Фейн» значит «Мы сами», следовательно, без Лондона, без Бориса Джонсона, английской королевы, архиепископа Кентерберийского, без фунта стерлингов.

Мишель О’Нил, лидер партии «Шинн Фейн»: «Наступил переломный момент — момент перемен, определяющий для нашей политики и для нашего народа. Сегодня начинается новая эра, которая, я верю, даст всем нам возможность переосмыслить отношения в этом обществе на основе справедливости».

Ирландская граница существует только на карте, но она не имеет отношения к географии, только к политике. Ее линия крива, многим ее хочется стереть. Она разделяет деревни и семьи, в одном месте она отделяет церковь от церковного кладбища, а коров от пастбища.

Деклан Ферон, председатель организации «Пограничное население против Brexit: „Мы живем прямо на границе, иногда наш телефон все время подключается то к британской сети, то к ирландской. И никто точно не знает и не помнит, где эта граница проходит, особенно те, кто младше 30 лет“».

Северная Ирландия занимает 1/6 часть ирландского острова. С XVII века, когда британцы напали на соседей и колонизировали их, в этой части, поближе к Англии селились проанглийские и просто английские протестанты. На юге — католики. Раздел страны произошел в 1921 году. Он не удовлетворил ни одну сторону. В XX веке в Британии началась смута.

Еще 10 лет назад в Лондоне было некуда выбросить окурок, чтобы террористы не подкинули бомбу. В центре города избавились от урн. Их возвращение было символом победы над экстремизмом. Ответственность за теракты конца XX века брала на себя Ирландская республиканская армия. Она боролись с британской армией, но губила и гражданских. За 30 лет погибли более 3500 человек.

В лондонском Гайд-парке 40 лет назад взорвалась бомба во время военной церемонии, погибли четверо кавалеристов. Партию «Шинн Фейн» в Лондоне обвиняют в связях с террористами ИРА. Сейчас терроризм кажется угрозой, оставшейся в XX веке, в Лондоне могут бояться только политического взрыва со стороны «Шинн Фейн». Из-за них Британия может распасться конституционным путем.

Благодаря Brexit Северная Ирландия и так де-факто оказалась в одном экономическом пространстве с Республикой Ирландия, а от Британии ее отделила таможенная граница в море. Националисты верят, что референдум о выходе из состава Британии возможен в течение ближайших 10 лет, хотя на него нужно согласие Лондона. Но Лондон пока оптимистичен и считает, что такое разрешение у них не потребуют.

Доминик Рааб, заместитель премьер-министра Великобритании: «Если вы посмотрите на результаты в Северной Ирландии, 58% проголосовали либо за партии, которые поддерживают союз, либо за партии, которые не поддерживают конституционные изменения».

Согласно документу за 1998 год, референдум возможен, если окажется, что большинство граждан по обе стороны границы хотят объединения. И сейчас такое желание в Республике Ирландия, за пределами влияния Лондона, сильно, потому что на смену религиозным разногласиям прошлых веков пришли экономические соображения, по которым отделять корову от пастбища не столько негуманно, сколько дорого и глупо.

Читайте также