Глава Союза пешеходов назвал самую безопасную скорость для электросамокатов в Москве

11.05.2022, 14:20

Фото: РИА Новости © 2022, Кирилл Каллиников.
Видео программы «Сегодня»

Наиболее оптимальная скорость передвижения на электросамокате в Москве — 20 км/ч для дорог со спокойным движением и 6 км/ч для перемещения по тротуарам. Об этом в разговоре с НТВ заявил глава Союза пешеходов России Владимир Соколов, комментируя планы властей установить заводское ограничение скорости электросамокатов в 25 км/ч.

Как рассказали газете «Коммерсантъ» в Минпромторге, речь идет о разработке стандарта с требованиями к электрическим средствам индивидуальной мобильности — ЭСИМ. К ним относятся электросамокаты, моноколеса и гироскутеры. Основное требование ГОСТа — «зашитое» с завода ограничение скорости 25 км/ч для ЭСИМ.

Сейчас документ проходит согласования. Головной разработчик — ФГУП НАМИ, также в процессе задействован Дептранс Москвы. Как уточнил «Ъ», предложенное ограничение уже есть в электросамокатах кикшеринговых компаний, и теперь может стать обязательным для устройств из магазинов.

По мнению Владимира Соколова, ограничение скорости в 25 км/ч — в целом «ничем не обоснованная цифра, которую кикшеринговые компании попросили еще в прошлом году». Тогда у Минтранса было ограничение в 20 км/ч, однако к главе столичного Дептранса Максиму Ликсутову обратились прокатчики, и вскоре ограничение смягчили до 25.

Заводское ограничение скорости в 25 км/ч проблему не решает, считает собеседник НТВ. Судя по краш-тестам, столкновение электросамоката с пешеходом на такой скорости — это практически гарантия смерти. Пешеход при наезде получает ускорение 7,9g, тогда как с 8g начинается летальная зона, пояснил эксперт.

Основная проблема — отсутствие официального закрепленного статуса электросамоката и других ЭСИМ, заявил Соколов. Согласно действующим ПДД, если мощность средства индивидуальной мобильности ниже 250 ватт, его пользователь приравнивается к пешеходу. При мощности от 250 ватт до 4 киловатт электросамокат считается мопедом, еще мощнее — мотоциклом.

В конце марта Верховный суд признал электросамокаты транспортным средством, однако, как позднее выяснилось, это распространялось только на один конкретный случай. В прошлом году в Химках самокатчик потерял контроль и упал на проезжей части, попав головой под колесо проезжавшей машины. Пользователь электросамоката погиб, а водитель стал свидетелем по возбужденному уголовному делу о нарушении ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть человека. Мужчина подал иск, который был Верховным судом отклонен. Таким образом, в этой ситуации электросамокат был признан транспортным средством, а его владелец — не пешеходом, а участником движения.

Владимир Соколов: «Тем не менее у ЭСИМ по-прежнему нет статуса, хотя по всем признакам это механическое транспортное средство, которое может ездить по обочине, обгонять, делать повороты. Более того, мы ему разрешаем ездить везде — и по тротуарам, и по дорогам — со скоростью 25 км/ч. По нашей статистике, за 2021 год у нас 20 погибших электросамокатчиков, сотни раненых, гибнут даже дети. И не факт, что они ездили с огромной скоростью: их просто не ждут на дорогах, они не видны и не слышны. Поэтому, в частности, официальных данных по наезду ЭСИМ на пешеходов нет. ЭСИМ не признаны транспортными средствами, поэтому ГИБДД не выезжает на такие происшествия».

Глава Союза пешеходов РФ считает, что для повышения безопасности автомобилистов, пешеходов и самих самокатчиков необходимо большинство ЭСИМ отнести к «источникам повышенной опасности». Для этого необходимо провести исследования, а не просто «договориться с прокатчиками», заметил эксперт.

В случае если речь идет о потенциально опасном электросамокате, при пользовании им должны соблюдаться ограничения по трем пунктам: скорости передвижения, путям передвижения и допуску к ним пользователей. Так, можно выделить электросамокаты: для передвижения по специально отведенным дорожкам (по типу велодорожек); для езды по дорожным участкам со спокойным движением. Электросамокаты, не признанные опасными, могут быть использованы детьми для перемещения по тротуарам, в том числе при сопровождении взрослых.

По словам специалиста, в Москве практика «спокойного движения» есть. Это дороги с ограничением скорости для авто в 30 км/ч. Они есть в центре, например, Дмитровка. Максимальная скорость ЭСИМ при этом не должна превышать 20 км/ч. Это общемировой опыт, в том числе в США. Как отметил Соколов, разница в 10 км/ч между скоростью авто и электросамоката не кажется существенной, но на деле огромна.

Самая безопасная скорость передвижения на детском электросамокате — 6 км/ч, полагает эксперт. При этом, если ребенок катается не во дворе, а за его пределами, рекомендуется его сопровождать. Взрослым разрешается ездить по тротуарам вместе с детьми, уточнил собеседник.

Владимир Соколов: «К слову, во Франции два года назад ЭСИМ могли ездить по тротуарам, а в 2021-м запретили ездить им там даже со скоростью 6 км/ч. Объяснили это тем, что просто нельзя все проконтролировать и уберечь от столкновения. При этом, я отмечу, во всем мире, где максимальная скорость ЭСИМ 20–25 км/ч, есть велодорожки. У нас их фактически нет — 0,01% от протяженности дорог и улиц. А ширина тротуара, согласно нашим ГОСТам, всего 1,4 м при большой загрузке (до 1 тыс. человек в час). Представьте, что будет, если совместить электросамокаты, передвигающиеся в оба направления, с пешеходами, детьми на велосипедах и мамами с колясками на одном тротуаре без разграничений и разделительных полос».

Читайте также