Как российская индустрия кино выживает под ударами западных санкций

07.05.2022, 16:18

Видео программы «Центральное телевидение»

Санкции добрались и до кино. За два месяца военной операции на Украине от российского проката отказались почти все крупные западные студии. В российских кинотеатрах — критический недостаток репертуара. Без громких зарубежных премьер сборы упали почти в два раза. Неужели индустрия кино обречена на вымирание?

Один из кинотеатров в Иваново недавно стал главной темой всех киношных форумов. А все потому, что стал первым кинотеатром в России, который начал продавать билеты на пиратского «Бэтмена». Внутри — все, как и в обычном кинотеатре. Никаких паролей, шифров и тому подобного. Нелегальную премьеру тут не скрывают, но и не афишируют. Обсудить новый нуарный детектив с журналистами представители этого кинотеатра не захотели. Зато в соседних заведениях рассказали, что вообще происходит: ситуация по всей отрасли не очень.

Алексей Соколов, директор кинотеатра «А113» в Иваново: «Я даже записывал где-то. В апреле была 3,5 млрд выручка, а сейчас она стала 1,4 млрд. Люди ходят в кино значительно реже. У нас падение от прошлого года где-то 50%».

При этом в 2020 году кинозалы вообще были закрыты. Раз справились с этим, то, наверное, сможем преодолеть и уход западных прокатчиков. Однако проблема кажется намного серьезнее, если взглянуть на этот вопрос, находясь в Иваново, то есть в относительно небольшом городе с невысокой плотностью населения — всего 46 человек на квадратный километр. В Москве, например, это значение достигает пяти тысяч. Мест общественного притяжения в городе невест не так уж и много. А теперь здесь еще и кинотеатров становится меньше.

И подобная ситуация прослеживается во многих регионах. Кинотеатры не могут окупиться — приходится или жестко экономить, или запускать нелегальщину.

Алексей Бырдин, генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео»: «Существует также принудительная лицензия. В Гражданском кодексе она есть, но она касается исключительно объектов патентного права. К объектам авторского права эта механика не применяется. И, я надеюсь, применять мы ее не будем».

Российский кинотеатральный бизнес очень ждет и надеется на возврат западных прокатчиков в перспективе года. Это все-таки 70% репертуара. А если в стране на законодательном уровне будет разрешено присваивать чужие фильмы, надеяться на такой сценарий даже не стоит. Так что тогда делать? Крутить классику? Или обратить внимание отечественное производство? Многие российские проекты, которые были заморожены во время время пандемии, как раз готовятся к прокату.

В главном офисе «Союзмультфильма» рисуют, анимируют, разрабатывают сценарии — в общем, работа кипит. Но что интереснее всего, студия впервые за 20 лет выходит на полный метр. Несколько картин на финальных этапах, одна уже в кинотеатрах — это историческое приключение о походах Александра Суворова и его войска.

Прогнозов о сборах в студии не дают, но ожидают, что картина станет одной из главных в майском прокате. Особые надежды возлагают на регионы. По статистике, исторические ленты там самые популярные.

А в Москве накануне утвердили пакет мер по поддержке отрасли. Ведущие киносети получат гранты на продвижение отечественного кино, а кинокомпаниям станет проще и дешевле арендовать площади в городе. Что будет с отраслью в России, покажет время. Но и сами происходящие в киноиндустрии события позже могут стать материалом для фильма.

Связанные новости

Читайте также