Стоп, буллинг: как в московских школах работают службы примирения

06.05.2022, 17:27

Видеосюжет: Алексей Квашенкин
Видео программы «Сегодня в Москве»

В столичных школах начали создавать службы примирения. Они появятся более чем в 400 учебных заведениях Москвы.

В волонтерские группы войдут не только психологи и учителя, но и старшеклассники, которые пройдут специальную подготовку. Авторы проекта уверены, что медиаторы не только спасут учащихся от затянувшихся конфликтов, но и помогут разрядить обстановку в школах.

Школьница Вероника уже не может вспомнить, с чего началась ее ссора с одноклассником. Мама также не сразу узнала о проблемах дочери в классе.

Екатерина, мама Вероники: «Позвонила учитель, сказала, что конфликт на уроке начался».

Разобраться помогали старшеклассники. Волонтеры школьной службы примирения позвали Веронику и мальчика на общую беседу.

Анастасия Храмкова, волонтер школьной службы примирения: «Он согласился, встреча прошла успешно. Он поделился своими чувствами. Они сказали, что готовы сделать в дальнейшем, и заключили примирительный договор».

Школьные конфликты сложны тем, что в них бывают вовлечены и ученики, и педагоги, и родители. Распутать этот клубок негативных эмоций непросто, для этого нужна специальная методика.

Антон Коновалов, руководитель направления «Школьные службы примирения»: «Мы все живые люди. Но школа должна справляться. И вот эту ценность „не изгонять“. <...> Нет человека — нет проблемы: мы такое не поддерживаем. Ни по отношению к учащимся, ни по отношению к педагогам, ни к директору, ни к родителю. Все будут вместе».

Разрешить спор доверяют школьной службе примирения — командами взрослых и детей. Они должны помочь сторонам договориться даже в самых сложных ситуациях.

Нина Сердиенко, замдиректора ГППЦ департамента образования Москвы: «Если в конфликт вовлечено большое количество детей, то есть специальная восстановительная программа, которая называется „круг сообществ“, которая подразумевает, что дети садятся в круг с педагогом, и каждый получает возможность высказать свою точку зрения на ситуацию».

До нынешнего года не было единой стратегии решения школьных конфликтов. В некоторых школах службы примирения нет, при этом в других она существует больше 10 лет.

Ольга Шейнина, директор школы №1534: «Да, затратно по времени. Да, нужно присутствовать всем участникам конфликта. Но после того, как затрачено это время, проблема будет решена, как правило».

В рамках программы помогают разрешать конфликты и сами ученики. Без них службы примирения были бы неполными.

Алиса Сергеева, ученица восьмого класса школы №1534: «Эта система работала бы хуже. Так как ученики могут понять друг друга, они могут решить свои ситуации. Если были бы только взрослые, было бы сложнее».

Такого же мнения придерживаются педагоги. В частности, специалист школьной службы примирения Светлана Коцегой считает, что у детей не всегда возникает доверие к мнению взрослого человека.

Светлана Коцегой: «И когда мы выходим с учеником, который знает восстановительный подход и умеет с ним работать, то ученик — ученик — это прежде всего добровольность и нейтральная позиция, снятие напряжения, так как в восстановительном подходе нет задачи наказать».

Волонтером может стать любой ученик старше 14 лет. Он пройдет краткий курс подготовки, после чего может участвовать в мирных переговорах в присутствии взрослого медиатора.

Даниял Абдусаламов, ученик 8 класса №1534, волонтер школьной службы примирения: «Ты начинаешь понимать психологию людей, отчего рождаются конфликты, чем заканчиваются. Это дает тебе преимущество, чтобы самому в конфликты не вступать».

Мнение восьмиклассника поддерживает и школьница Соня Степанова. Она считает, что подростки не должны надеяться лишь на помощь взрослых в разрешении конфликтов.

Соня Степанова, ученица восьмого класса школы №1534: «Не только взрослый может решать, но и ты способен менять что-то».

Алексей Квашенкин

Связанные новости

Читайте также