«Война» за сантехников и клинеров: как туристическая отрасль восстанавливается после пандемии

28.04.2022, 18:30

Видеосюжет: Илья Лядвин
Видео программы «Сегодня в Москве»

Туристическая сфера испытывает нехватку кадров. Она серьезно пострадала из-за пандемии, однако сейчас ситуация стабилизировалась. Отдельные профессии особенно востребованы.

В отельном и ресторанном бизнесе кадровый голод — нужны антикризисные менеджеры, бухгалтеры и эксперты по IT-технологиям. Но основной объем вакансий — порядка 65% — приходится на так называемый линейный персонал: сантехники, специалисты по питанию, размещению и бронированию, а также клинингу. За них, по словам рекрутеров, владельцы отелей и ресторанов ведут «войну». Отрасль потеряла более 20% таких специалистов с 2020 года. Причины — снизился спрос на путешествия и упали заработки сотрудников.

Карина Яковлева, директор HR-агентства: «Произошел уход специалистов, сильных специалистов, [совпавший] с переходом в другие рынки, потому что что туристическая отрасль, что гостиничный бизнес — это были пострадавшие отрасли в период пандемии».

Для сравнения в доковидном 2019 году Москва приняла порядка 25 миллионов туристов. В 2021-м эти показатели упали до 17 миллионов человек. Их принимало более полутора тысяч гостиниц. Суммарно — практически 90 тысяч номеров. Загруженность была равномерной среди отелей всех категорий звездности и составила почти 60%. В бюджет столицы туристы принесли около 100 миллиардов рублей. В этом году ожидаются не меньшие показатели. Сейчас для работы в туристической отрасли время более благоприятное — спрос на путешествия снова повышается.

Вадим Прасов, владелец отеля, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России: «Предварительные бронирования не на каком-то запредельном уровне, но 30–35% мы на май видим, это на сегодняшний день, а итог, может, будет 65–70%».

Новичкам туристической сферы продвинуться по карьерной лестнице может помочь конкурс «Московские мастера». Ежегодно в нем участвует до 20 тысяч человек. Юлия Соловьёва, преподаватель туроператорской работы Московского образовательного комплекса имени Талалихина, участвует впервые. Для конкурса она разработала проект по совместному отдыху молодежи и старшего поколения.

Юлия Соловьёва: «Мне кажется, такого еще не было, и мне кажется, старшему поколению есть что передать нашим детям. Это будет колоссальный опыт и для детей, и для старшего поколения. Каждый в свою жизнь привнесет что-то новое».

Конкурс проходит по четырём номинациям: «Администратор гостиницы», «Специалист по организации туристических услуг», «Экскурсовод» и «Гид-переводчик». В последней категории в 2022 году формат подачи заявки изменился.

Елена Тихонова, член оргкомитета конкурса «Московские мастера»: «Уже в самой заявке есть короткий сюжет минутный, в котором гид или экскурсовод себя презентует. <...> Современные методы подачи информации о себе, они активно используются».

Итоги конкурса подведут в июне. Среди участников определят 12 победителей — по три в каждой номинации. Лучшие в категориях «Администратор гостиницы» и «Гид-переводчик» получат денежные выплаты от 150 до 300 тысяч рублей.

Илья Лядвин

Читайте также