Угроза третьей мировой: к чему приведет «разморозка» старых территориальных конфликтов

23.04.2022, 16:46

Видеосюжет: Андрей Суханов (@ap_sukhanov )
Видео программы «Центральное телевидение»

На карте мира немало мест, где, как старые раны, ноют и чешутся разного рода замороженные территориальные конфликты: две разделенные Кореи, Индия и Пакистан, противостояние Израиля с его арабскими соседями. И кажется, что появление на карте мира новой горячей точки — лишь вопрос времени. Слишком высок соблазн попытаться решить старые споры силой оружия, пока мир занят событиями на Украине. Что будет, если все эти региональные конфликты вспыхнут в один момент?

За последние 59 дней на стриминговых платформах и видеохостингах по всему миру особенно популярными стали фильмы и ролики о начале ядерного апокалипсиса. Например, сейчас во многих странах в топе по просмотрам антимилитаристский шедевр Стенли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу».

Картина рассказывает об одержимом американском генерале, который на почве антикоммунистической паранойи в обход высшего командовании и президента США начинает ядерную атаку на СССР. Кубрик создал этот фильм под впечатлением от советского-американской гонки вооружений и Карибского кризиса 1962 года. Режиссеру удалось продемонстрировать всему миру и в первую очередь западному зрителю, что в этой войне не может быть победителя.

На этой неделе турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган объявил о начале специальной военной операции по демилитаризации северного Ирака и рабочей партии Курдистана. В боевых действиях участвуют и спецназ, и ВВС. Турция бомбит иракские города, но западные СМИ стараются об этом не рассказывать. Возможно, из-за того, что это дело рук союзников.

Не только Эрдоган мечтает решить свои давние территориальные проблемы. Северокорейский лидер Ким Чен Ын сейчас тоже подливает масло в огонь мировой стабильности: то пригрозит ядерным ударом по южному соседу, то проведет испытания новой баллистической ракеты.

Джордж Ку, китаист: «Угроза применения ядерного оружия — психологическое преимущество Северной Кореи, но если она действительно применит его, то потеряет это преимущество. А полномасштабный конфликт не в ее интересах, потому что военная сила Северной Кореи не может сравниться с силой Южной Кореи и США».

Но самая горячая точка на планете после Украины — Тайвань.

Джордж Ку: «Да, США пытаются спровоцировать начало боевых действий между Тайванем и Китаем. В этом отношении имеются сходства между происходящим на Тайване и на Украине».

Недавно в Тайбее побывала делегация американских сенаторов во главе с Линдси Грэмом, они пообещали поставки оружия и гарантировали защиту Тайваня от Пекина. Пекин в ответ отправил в Тайваньский пролив авианосец и ударные истребители, начались поднебесные маневры.

Доктор Ку всю сознательную жизнь прожил в Америке и считает себя американцем, но, как только речь заходит о принадлежности Тайваня, американец в первом поколении тут же вспоминает про свои китайские корни.

Джордж Ку: «Там живут такие же китайцы, как и я. Нас нелегко спровоцировать на вторжение или войну с Тайванем, потому что это проигрышный вариант для всех, что, впрочем, не мешает США пытаться это сделать».

Но чтобы понять, куда уходят корни этой территориальной проблемы, проведем близкую к нам аналогию. Китайская гражданская война была чем-то похожа на нашу: Красная армия во главе с Мао Цзэдуном против «белых» во главе с Чан Кайши. Белые проиграли. Остатки армии Чан Кайши закрепились на острове Тайвань, с тех пор в мире существуют две китайские республики.

До сих пор самым страшным кризисом в современной истории считается Карибский кризис октября 1962-го, когда сверхдержавы держали друг друга под прицелом ядерных ракет. Но если однажды полыхнет в тайваньском проливе, то Карибский кризис, возможно, будут вспоминать с ностальгией.

Читайте также