Деньги есть, а потратить — проблема: в чем состоят сложности научных контрактов

12.04.2022, 09:51

Видеосюжет: Алексей Квашенкин
Видео программы «Сегодня»

Российское правительство сейчас решает, как упростить процедуру госзакупок. По словам Михаила Мишустина, государственный заказ в нынешних условиях — это важнейший инструмент поддержки спроса на услуги российских предприятий. Систему необходимо модернизировать, чтобы облегчить работу производителям товаров и услуг.

Принятый в 2013 году федеральный закон №44 «О госзакупках» был призван контролировать расходы бюджетных средств. Документ ветвист и сложен, но если по-простому, цели у него две.

Андрей Храмкин, директор Института госзакупок: «Найти баланс, чтобы не было злоупотреблений и выглядело это для нас как для налогоплательщиков, что эффективно расходуются деньги».

Когда дело доходит до науки, тут начинаются проблемы, законом не учтенные.

Андрей Храмкин: «Нынешняя ситуация характеризуется тем, что на эти общие проблемы накладываются ограничения, связанные с нынешней кризисной ситуацией».

Первая проблема: если поставки зарубежного оборудования по уже заключенным госконтрактам сорваны или заморожены, ученым грозят штрафы. Проблема вторая: по словам представителей научных учреждений, поставщики выставляют новые условия, невыполнимые по закону.

Кирилл Иванов, заместитель директора Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича: «Сейчас многие поставщики отказываются по многим причинам. Во-первых, это резкие колебания курса доллара. Они не могут выставить долгосрочные коммерческие предложения и фактически отказываются работать с организациями, у которых процедура закупок усложнена. Они покупают у тех, кто может купить прямо здесь и сейчас. Желательно за наличные, желательно со 100% предоплатой».

Стопроцентную предоплату не позволяет проводить ни один закон — ни 44-й, если закупка на бюджетные средства, ни 223-й, если речь идет о грантах. И тут возникает третья проблема — бюрократическая.

Сергей Дмитриев, молекулярный биолог, НИИ физико-химической биологии им. Белозерского МГУ: «С расходованием средств грантов тоже есть большие проблемы. Чтобы купить маленькую пробирку, нужно оформить целый пакет документов. И это закупка по 223-му закону, который считается более лояльным чем 44-й».

На сбор всех бумажек уходит до трех недель, а за это время цена изменится не один раз, поэтому в МГУ временно ввели послабления, позволяющие хотя бы сократить количество бумаг.

Сергей Дмитриев: «А что поставщики? Они вроде не должны выдвигать условия, которые не укладываются в закон. Ведь если не будет поставок, не будет и прибыли. Но играть вдолгую сейчас им невыгодно».

Анатолий Смирнов, президент компании — поставщика оборудования и расходных материалов для биолабораторий: «Почти все компании в нашем бизнесе работают с банками, с кредитами. И когда вы берете кредит, вы по нему и платите в рублях, вне зависимости от курса. Другой вопрос, что стоимость кредита с мерами Центробанка существенно выросла на 15% годовых. С одной стороны, это существенно, с другой стороны, что есть цикл поставки 3–4 месяца, то есть 4–5%. Это значимый рост, но не катастрофический».

Самостоятельно развязать это контрактный узел не могли ни те, ни другие, требовалось решение сверху.

Кирилл Иванов: «Сейчас лучшим подарком было бы, если бы в процессе обновления приборной базы институтов мирового уровня объявили мораторий и распространили возможность закупок у единого поставщика без применения требований федерального закона».

На ежегодном отчете правительства перед парламентом премьер Михаил Мишустин рассказал о подписанном им постановлении.

Михаил Мишустин, председатель Правительства РФ: «Наша задача — создать условия, чтобы контракты исполнялись, а у контрагентов государства были соответствующие средства на это, чтобы они могли оперативно реагировать на изменения ситуации. Поэтому появилась возможность корректировать существенно положения договоров, если это необходимо для выполнения обязательств именно по ним».

Теперь до конца года аванс по контрактам может достигать до 90% от суммы договора. Так что по крайней мере о предоплате сторонам будет легче договориться.

Читайте также