Российские кинотеатры пожаловались на отсутствие голливудских фильмов

08.04.2022, 17:42

Фото: pexels.com

Без голливудских фильмов нормальная работа российских кинотеатров невозможна, заявили представители индустрии. Отрасль пытается выжить за счет изменений в структуре показа, в том числе выпуская на большой экран работы видеоблогеров. Эксперты тем временем призывают увеличить производство отечественных лент.

В конце февраля крупнейшие американские кинокомпании (Disney, Warner Bros. и Sony Pictures) сообщили, что отказываются выпускать в России свои киноленты в связи со специальной операцией РФ на Украине. За день до премьеры отменился показ нового «Бэтмена», россияне не смогли посмотреть мультфильм от Disney «Я краснею» и кинокомикс «Морбиус» от Sony Pictures.

В пресс-службе ведущей сети кинотеатров в стране «КАРО» назвали произошедшее «исключительными и непростыми обстоятельствами» как для кинотеатров, так и для посетителей. Несмотря на то, что зритель не жаловался, в конце февраля — начале марта число гостей кинотеатров в стране снизилось. Процент тех, кто совсем перестал ходить в кино, варьировался от региона.

Чтобы вернуть людей в залы, кинотеатрам пришлось пересмотреть репертуар, сделать его более разнообразным и многоформатным. Сейчас даже без голливудских блокбастеров показывают десятки фильмов, в том числе европейских.

Главным образом положение выправили вернувшаяся в прокат дилогия Алексея Балабанова «Брат» и проект «Видеоблогеры в кино». «Брат» вошел в топ самых кассовых проектов стартового уикенда, что связано, по оценкам «КАРО», с «народным статусом дилогии и самого героя», а также юбилеем первой части франшизы («Брат» вышел 25 лет назад). Проект «Видеоблогеры в кино», несмотря на скепсис обывателей, также оказался крайне успешным.

Пресс-служба «КАРО»: «Четвертого апреля мы посмотрели выпуск YouTube-проекта „Подземелья Чикен Карри“ на самом большом киноэкране России, и зал на полторы тысячи мест был почти полным. Мы получили отличные отзывы, а энергетика в зале была просто невероятная. Мы ждем большой заинтересованности в формате среди молодежи. Все же многие YouTube-проекты давно снимаются не на коленке, а располагают большими бюджетами и отличными авторами, что говорит о высоком качестве финального продукта».

Представители индустрии прогнозируют, что отток посетителей будет компенсирован их желанием отвлечься и зарядиться настроением. Хороший пример — российский анимационный фильм «Финник». Он дал понять, что добрый, семейный контент сейчас очень востребован. Скоро на экраны выйдет «Мальчик-дельфин» — еще один потенциальный анимационный хит. Тем не менее в «КАРО» признают, что в одиночку отечественное кино не сумеет на данном этапе поддерживать российскую отрасль.

Пресс-служба «КАРО»: «Отечественный кинопром в ближайшее время, увы, не сможет обеспечить кинотеатры количеством и качеством контента, способным сформировать привычную для зрителя структуру кинопоказа. Хотя мы уже знакомы с прецедентами, когда именно отечественные киноновинки становились абсолютными лидерами по кассе и посещаемости. Кинотеатральная культура прививалась российским зрителям годами, и она подразумевает наличие высококлассного и технологичного развлекательного кино, которое производят в большом количестве именно на Западе. Поэтому мы очень ждем возвращения этого контента в российские кинотеатры, это необходимо для здорового функционирования отрасли».

Вице-президент Гильдии киноведов и кинокритиков, действительный член Академии кинематографических искусств «Ника» Леонид Павлючик также усомнился в том, что Россия сможет обойтись без западного кино. По словам кинокритика, Голливуд обеспечивал 70–75% выручки наших кинотеатров, а после его ухода они только за март потеряли примерно 5 млрд рублей. Одним кинотеатрам пришлось закрыться, другие отменили утренние сеансы и перешли на вечерний режим работы, рассказал собеседник НТВ.

Леонид Павлючик: «Однако, мне кажется, что можно было бы заместить отсутствие американских картин отечественным контентом. Есть же страны, где свое кино занимает 50–60% прокатного времени. Наше кино сегодня занимает порядка 20% времени в прокате, в лучшие времена 25%, но этого мало. Ежегодно у нас производится порядка 160–170 фильмов. Чтобы возместить потери, нам надо резко перейти на увеличение числа снимаемых фильмов, как, скажем, во Франции, где снимают по 400 фильмов в год. Если бы мы столько же снимали, кинотеатры были бы заполнены, и мы, может быть, не так замечали отсутствие Голливуда в нашем прокате».

По мнению эксперта, это достижимая задача, но на ее выполнение уйдет минимум 5–7 лет, поскольку «нужны сценаристы и режиссеры, нужно увеличить число курсов для студентов». Тем не менее у российского кинематографа есть успешный опыт: около десяти лет назад «в нашем телевизоре было латиноамериканское и прочее мыло», после чего была поставлена задача снимать свои сериалы, напомнил Павлючик. В результате на сегодняшний день в РФ ежегодно выходит около 350–400 отечественных сериалов.

Леонид Павлючик: «Что касается идеи привлечь в наши кинозалы вместо Голливуда Болливуд, я в это не верю. Да, в советское время индийские мелодрамы пользовались у нас определенным успехом, но тогда в кинотеатры ходила в основном взросла публика. Сегодня ходит молодежь, взрослых старше 30 почти нет, и эти душещипательные мелодрамы Болливуда молодым будет не интересны. Поэтому я не уверен, что индийские, а также южнокорейские картины и ленты ближнего зарубежья смогут заполнить эту лакуну. Ведь, если сравнивать, Голливуд предоставлял дорогостоящее кино с интересными сюжетами, потрясающим визуальным рядом, фильмы-аттракционы».

Также кинокритик прокомментировал успех показа блогерского контента в кинотеатрах. По мнению Павлючика, «может, в качестве эксперимента народ и пошел на это, но пойдет ли он на него как на основное, постоянное кинотеатральное блюдо, это уже надо посмотреть в будущем».

Леонид Павлючик: «Но я считаю, что надо принимать все новации. У прокатчиков сейчас поле для экспериментов. Вот, например, популярный тренд — повторный выпуск старых картин типа „Служебный роман“ и „Брат“. Тут не надо обольщаться: „Брат“ собрал сейчас 30 млн рублей — ничтожная цифра, поскольку средний голливудский блокбастер собирает за один уикенд 300 млн рублей, бывает 600–700 млн. А в общей сложности сборы могут составить 1,5–2 млрд рублей. У нас считают, что „Брат“ успешно прошел повторно, но 30 млн рублей — это капля в море. Повторный прокат нас не спасет, а кинотеатры спасать надо. Это все-таки рабочие места и традиционная форма досуга. Поэтому необходимо экспериментировать».

Напомним, с 7 апреля Disney, Sony Pictures, Warner Bros., Paramount и Universal полностью приостанавливают прокат своих фильмов в России.

Новости по теме

Читайте также