Ажиотаж или дефицит: почему люди в аптеках дрались за лекарства

08.04.2022, 12:45

Видеосюжет: Эдмунд Желбунов
Видео программы «Сегодня»

В России за последние 10 лет построены 40 новых фармацевтических заводов. На них производится подавляющая часть жизненно важных лекарств. За последние полтора года в нашей стране появились десятки новых препаратов, включая вакцины от COVID-19. Об этом заявил Михаил Мишустин, выступая в Госдуме с отчетом. Глава правительства подчеркнул, что все проблемы с поставками лекарств являются временными. Отрасль сейчас сталкивается с трудностями и преодолевает их.

В руках у Камиллы медицинская карта, где вся хронология борьбы девушки с сахарным диабетом. На днях ей исполнится 26 лет, 19 из них жизнь Камиллы зависит от наличия в аптеке необходимых препаратов.

Камилла Джа, жительница Санкт-Петербурга: «Как раз прописан препарат „Хумалог“, 30 единиц в сутки, тот самый который как раз не достать даже за денежку».

Если раньше по льготному рецепту выдавали инсулин из Франции, то в последнее время врачи предлагают Камилле только отечественные аналоги. Но девушке они не подходят по медицинским показаниям, поэтому она покупает зарубежные препараты за свой счет.

Камилла Джа: «Конкретно эту пачку со сроком годности всего лишь до октября 2022 года пришлось искать с собаками действительно. Потому что в аптеках нет в наличии».

Собственных запасов хватит на полгода. Что делать дальше, пока не очень понятно.

Камилла Джа: «Я сажусь перед эндокринологом и говорю: скажите, что мне делать, потому что у нас в Петербурге есть только препараты фирмы „Герофарм“, но на мне они не работают, а других аналогов нет. Без лекарств будет реанимация, прямая дорога в реанимацию».

Чтобы избежать таких рисков для здоровья и обрести так называемую инсулиновую независимость хотя бы на несколько месяцев, диабетики как в Петербурге, так и в других регионах России, буквально атаковали аптеки в начале весны. Об ажиотажном спросе на препараты заговорили на самом высоком уровне.

Михаил Мурашко, министр здравоохранения РФ: «В первую неделю марта была увеличена продажа в 10 раз. Во вторую неделю — в 5 раз. Это говорит о том, что пациенты закупались в прок и покупали с большим запасом. Это закономерно вызвало задержку в логистической цепи. У производителей и дистрибьютеров проблем с производством и запасами нет».

Михаил Мурашко заверил, что лекарств в регионах хватит минимум на 5 месяцев. Получается, в аптеках просто не успевают своевременно восполнять запасы. Но главное в этой ситуации то, что зарубежные компании-производители не отказали в поставке жизненно важных препаратов.

Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании в сфере медицины: «Поводов для паники нет. Практически никто из фармкомпаний крупных европейских и американских не заявляет о том, что они собирается приостанавливать поставки готовых лекарственных препаратов».

В семье Марии гипотиреоз, то есть заболевание щитовидной железы, кроме нее самой, еще у сына и у его бабушки.

Мария Глебова, жительница Костромы: «У нас такая тенденция в стране, что эндокринологи выписывают препараты именно импортного производства. Это Германия».

Но больные гипотиреозом не являются инвалидами, следовательно, те самые, пусть и недорогие препараты («Эутирокс» и L-тироксин) по льготе им не получить. Здесь вопрос даже не в цене, а в том, что необходима регулярная и бесперебойная терапия.

Мария Глебова: «Их в аптеках не было вообще, даже на сайтах аптек остатки висели, а ты туда звонишь, они говорят, что уже расхватали так быстро, люди дрались даже в аптеках за эти лекарства».

В итоге семье удалось запастись на несколько месяцев вперед. А костромские чиновники проблему с наличием лекарств для борьбы с нарушениями эндокринной системы объяснили неоправданным спросом и задержками поставок.

Сергей Шуляк, генеральный директор маркетингового агентства по изучению фармацевтического рынка: «Все это вызвано ажиотажем, потому что действительно ни одна система снабжения лекарственными препаратами не держит на аптечных складах, региональных складах полугодовые и более запасы лекарственных препаратов. Когда из розницы выметаются препараты, чтобы восполнить дефицит, требуется время, что мы сейчас и видим».

Тем временем в федеральном Минздраве пообещали, что L-тироксин начнут производить в двух дозировках и на территории России.

«По данным производителя, его мощности позволяют выйти при необходимости на начальном этапе на объем 500 тысяч упаковок L-тироксина в месяц, впоследствии — 1 миллион упаковок в месяц».

Запустить производство планируют уже в течение месяца.

Связанные новости

Читайте также