Звезда балета станцует «Дон Кихота» в «золотом» проекте театра Якобсона

07.04.2022, 21:14

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня — Санкт-Петербург»

С 4 по 13 апреля на сцене Александринского театра показывают «Золотую коллекцию Театра Якобсона». Это новый проект коллектива, где представляют спектакли, которые знают во всём мире. В этом собрании будет показан и «Дон Кихот». В новой редакции балета впервые в театре Якобсона выйдет заслуженный артист России Иван Васильев.

Пируэт из гран-па в «Дон Кихоте» Иван Васильев делает с куражом даже в репетиционном зале. В верхней поддержке знатоки заметят мимолетное зависание. Грандиозный финал, безусловно, самого веселого балета русской классики, измененный в нюансах хореографом Йоханом Кобборгом, должен взорвать зал свежими эмоциями.

Иван Васильев, заслуженный артист России, премьер Михайловского театра: «Я сам как хореограф понимаю, какие вещи для него основные. В первую очередь, для него это мизансцены. Это драматургия спектакля. Она здесь изменена впервые. А что касается технических элементов, думаю, каждый артист всегда менял вариации под себя. И он как прекрасный артист всегда прекрасно понимал».

Владеющий мастерством сразу двух школ мирового балета — английской и датской — Кобборг пять лет назад создал для театра Якобсона свою редакцию. Конечно, в основе — знаменитые постановки Горского, но хореограф объединил то, что было создано для Большого и Мариинки, в одной. Иван Васильев, уже 18 лет исполняющий классическую партию, впервые станцует в обновленной версии.

Иван Васильев совершал эффектные трюки в гран-па классической версии «Дон Кихота». Эта партия привела его из белорусского Большого в Большой театр России. Прыжок из Москвы в Петербург закончился великолепным появлением в «Дон Кихоте» на сцене Михайловского.

В новом «Дон Кихоте» не только детально проработаны движения. Акцент сделан на главную мужскую партию. В этом балете смогли отойти от традиции, сложившейся еще со времен Петипа, когда танцовщик, если и не подставка для балерины, то явно не должен ее затмевать. Теперь Китри и Базиль смогут поспорить и в актерском мастерстве, и в сложности трюков. Кобборг создавал балет, учитывая индивидуальные возможности исполнителей.

Идея выйти в роли Базиля премьеру Михайловского театра в театре Якобсона принадлежит Андриану Фадееву. Художественный руководитель сам танцевал в этом спектакле в Мариинке с Дианой Вишнёвой, Викторией Терёшкиной и Олесей Новиковой. И знает цену невероятного труда и успеха в этой партии.

Андриан Фадеев, художественный руководитель Театра балета им. Леонида Якобсона, заслуженный артист России: «Иван обладает феноменальной техникой. Всегда все свои партии усиливает разными трюками. И поэтому каждый его выход на сцену — это риск. В „Дон Кихоте“ это двойной риск. Всегда интересно за такими танцовщиками наблюдать. У них каждый спектакль очень отличается от предыдущего. Ты никогда не знаешь, чем закончится этот спектакль».

Иван Васильев тем не менее чтит классическую школу русского балета, уделяя особое внимание актерской составляющей. Ведь балет — это не спорт.

«Дон Кихот» лишь один из спектаклей нового фестиваля «Золотая коллекция» театра Якобсона. На сцене Александринки показывают балеты, которые, по меткому выражению критика Лейлы Гучмазовой, из века в век перелетая, радовали весь мир безупречностью и красотой русской школы: «Лебединое озеро» в оформлении Вячеслава Окунева, «Жизель», «Щелкунчик» и воссозданные шедевры самого Леонида Якобсона.

Читайте также