Как онлайн-уроки влияют на качество образования школьников и студентов

28.02.2022, 22:34

Видеосюжет: Дарья Криволапова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

С момента начала пандемии коронавируса образование частично стало виртуальным. Родители школьников и студенты все чаще спрашивают, страдает ли качество обучения в дистанционном формате. Это спорный вопрос и для экспертов. Серьезных исследований на эту тему пока нет.

У Лии трое детей. Двое из них — старшеклассники, которые последние два года то и дело учатся дистанционно. Нервы во время этих уроков онлайн шалят у всех. Полдня восьмиклассница Эрика грызет гранит науки, глядя в монитор. На переменах делает уроки. Эти жертвы не оправданны, уверена мама.

Лия Бабаева, мама троих детей: «Вот у тебя закончился урок, через полчаса надо прислать фотографию сделанного задания. Хватает времени сбегать налить воды и сходить в туалет. Отдохнуть глазам возможности нет. Закончив советскую школу, хороший вуз, имея достаточные остаточные знания, я могу оценить то, что они получают дистанционно. Они получают ноль или минус».

Психологически учиться из дома тоже тяжело. Многим не хватает мотивации. Одно дело утром встать, одеться, собрать рюкзак и пойти в учебное заведение. Другое, поднять себя из кровати ради виртуальных уроков.

Лия сейчас в декрете. И не уверена, что ее дети посещали бы онлайн школу, если бы не было контроля. Экранные формы обучения неприемлемы для учеников особенно младшей школы, считает председатель городского родительского комитета.

Студентам, казалось бы, должно быть проще учиться онлайн. Но нет. На расстоянии от педагога легко тем, у кого уже есть тяга к знаниям. Тем, кто точно знает, зачем пришел в вуз. Перед ними теперь открыт весь мир. Лекции лучших профессоров, не выходя из дома. Дистант — это лишь форма, считают в Высшей школе экономики. Хотя это вызов, в первую очередь, для педагогов. Им пришло пережить кардинальные изменения.

Анна Декальчук, и. о. декана Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге: «Особенно если читаешь лекцию онлайн, то под конец пары замечаешь за собой, что ты кричишь на ноутбук. Это связано с тем, что ты не всегда уверен, что сигнал проходит, потому что ты не видишь лиц. В аудитории это очень естественный разговор. Ты видишь по лицам, понятно ребятам или не понятно. Ты по взгляду понимаешь. В онлайне это не всегда так работает».

При обучении онлайн качество не страдает, уверены в вузе. Отсидеться у студентов не получится. Оценки зарабатывают в течение семестра. В начале пандемии экзамены принимали по старой системе, используя билеты или тесты. Сейчас предпочтение отдают так называемому Open Book, когда фактически проверяются не знания, а профессионализм.

Так, конечно, не везде. Но оценить, сработает ли принцип «как аукнется, так и откликнется», в дистанционном образовании можно будет только через несколько лет. Когда школьники окончат школу, а вузы выпустят специалистов времен локдауна.

Читайте также