Тандем Голливуда и Пентагона: особенности американской пропаганды в кинематографе

15.02.2022, 12:50

Видеосюжет: Алексей Веселовский
Кадр из фильма «Чёрный ястреб», реж. Ридли Скотт, Columbia Pictures, 2001.
Видео программы «Сегодня»

В Сети опубликовали трейлер нового фильма с участием Тома Круза, который международные эксперты уже назвали пропагандой военной мощи американской армии. Скрывать влияние американских властей на массовую культуру перестали только в последние годы, хотя военные тесно сотрудничают с Голливудом уже больше века. Под их контролем сняли почти тысячу фильмов и столько же телешоу. В обмен на помощь режиссеры переписывают сценарии боевиков и преподносят события в нужном свете.

Многие хорошо всем известные голливудские фильмы и сериалы были сняты под колпаком американских спецслужб и Пентагона для создания положительного образа разведки, солдат и Америки в целом. Список картин настолько большой, что голливудскую «фабрику грез» вполне можно назвать «кинематографом национальной безопасности».

Питер Кузник, директор института ядерных исследований в Американском институте Вашингтона: «Они понимают, что если хотят создать определенный позитивный имидж своих ведомств, то им нужно вмешиваться. Пентагон повлиял на 800 с лишним фильмов, ЦРУ — как минимум на 60, но есть еще Агентство национальной безопасности и другие ведомства, которые тоже участвуют в процессе. И кроме фильмов, они повлияли еще более чем на тысячу телешоу».

Работает это так: какому-то фильму нужны в кадре настоящие танки, самолеты, авианосцы, и съемочная группа обращается в Пентагон. Там читают сценарий и, если всё нравится, дают добро на использование армейского реквизита, а если нет, просят сценарий подправить. Так переписали фильм «Война Чарли Уилсона». Его снимали по одноименной повести Джорджа Крайла. Только автор сомневался, правильно ли поступали ЦРУ и Пентагон, вооружая афганских моджахедов, а в фильме на этот счет уже никаких сомнений.

Впрочем, бывает и наоборот. После терактов 11 сентября, когда реальность превзошла любой блокбастер, уже американские спецслужбы обратились за вдохновением в Голливуд.

Джин Койл, бывший аналитик ЦРУ: «Через несколько недель после терактов 11 сентября несколько сотрудников ЦРУ из отдела по борьбе с терроризмом отправились в Голливуд на встречу со сценаристами. Им дали задание придумать оригинальные и неочевидные сценарии новой террористической атаки — как бы вы атаковали США, если бы снимали об этом фильм. И в течение пары дней Голливуд дал спецслужбам свои сценарии нападения, чтобы они могли подготовиться отразить их».

Фильм «Цель номер один» о ликвидации Бен Ладена режиссер Кэтрин Бигелоу сняла в настолько плотном контакте со спецслужбами, что даже в Америке испугались. Одни были шокированы тем, что картина практически оправдывает применение пыток, другие удивились, почему ЦРУ раскрыло киношникам все свои секреты о таких методах допросов. Конгресс даже проводил расследование. Отреагировать тогда пришлось и Белому дому.

Джош Эрнест, пресс-секретарь Белого дома в 2014–2017 гг. : «Эти вопросы действительно активно обсуждались после выхода фильма „Цель номер один“. И мы говорили, и президент откровенно заявлял, что он не считает использование экстенсивных методов допроса оправданным. Он не верит, что это делает нас безопаснее».

Самый известный совместный продукт силовиков и Голливуда — это «Топ Ган» с Томом Крузом. Для Пентагона фильм стал лучшей рекламой — в 1986 году, посмотрев его, американская молодежь валом шла записываться в летчики.
Летом на экраны выходит продолжение — «Топ Ган. Мэверик», еще один творческий тандем Пентагона и Голливуда.

Читайте также