Езда без одной фары: как не устроить аварию и не нарваться на штраф

12.02.2022, 11:00

Видео программы «Главная дорога»

Правила дорожного движения запрещают ездить с неисправным светом, но и замерзать на обочине в чистом поле в минус 40 градусов не вариант. Если населенный пункт недалеко, есть шанс купить галогеновую лампу. Но подходящую ксеноновую отыскать получится не всегда, а ездить даже с одной перегоревшей лампой — это нарушение. Инспектор в этом случае ночью обязан запретить дальнейшее движение, независимо от того, куда вы едете.

Штраф в 500 рублей не убивает, в отличие от неисправных фар. Встречную одноглазую машину могут не заметить и пойти на обгон в лоб.

Татьяна Шилова, врач-офтальмолог, доктор медицинских наук: «При плохой освещенности зрачок имеет свойство расширяться, а расширение зрачка ведет к ухудшению зрения. Мы утрачиваем какую-то часть информации, которая неосвещенная».

Исправные фары ближнего света должны освещать 50 метров дороги перед машиной. Этого достаточно, чтобы контролировать ситуацию, но на скорости не более 60 километров в час.

Сергей Никифоров, руководитель светотехнической лаборатории: «Осветительная установка правильно отрегулированная и содержащая обе работающие фары должна создавать приблизительно такие значения: где-то в зоне от 20–30 метров это приблизительно 20–30 люксов, в зоне 50 метров это уже будет с десяток люксов и меньше. Это очень мало».

В 50 метрах от машины освещенность обочины всего два люкса, а середину дороги почти не видно, можно не заметить опасность слева.

Сергей Никифоров: «При отсутствии левой фары появляется сектор, который становится вообще без освещения. А когда появляется человек, животное, вы заметите его в самый последний момент».

Чтобы заменить лампу, да еще в темноте, нужны навык и время. Не стоит делать это прямо на трассе, съезжайте в карман или на примыкающую дорогу. Если светит только водительская фара, в центре полосы света больше, чем на обочине, где могут остаться незамеченными припаркованная техника, прохожие, велосипедисты или животные.

Сергей Никифоров: «Мы гораздо хуже замечаем обочину, наше зрение начинает быть приковано к левой части, более освещенной поверхностью дороги».

Если есть противотуманки, можно их включить. Согласно правилам, их включают только с ближним, которого нет. Противотуманки хорошо светят до 25 метров, дальше от них пользы нет. С таким светом ехать трудновато, зато габариты машины уже видны. Ехать с дальним светом неудобно, его нужно каждый раз выключать перед встречными, теряя в этот момент дорогу из виду.

Татьяна Шилова: «В любом случае происходит процесс темновой адаптации к снижению освещенности, этот процесс занимает доли секунды в некоторых случаях, но может занимать и несколько секунд».

Программа «Главная дорога» напоминает: ситуация с одной негорящей фарой противоречива. Согласно правилам, ехать, зная о неисправности фары, нельзя. Но если вы двигаетесь к месту ремонта, то можно.

Сергей Остапырко, юрист: «На любое предъявление претензий, что у вас не горит что-то, сказать: спасибо, что вы меня просветили, я это знаю, еду на СТО, можете мне подсказать, где ближайшее, где ближайший магазин, я могу купить лампу, я с удовольствием ее поменяю».

На трассе, где нет пешеходов, ставьте рабочую лампу в водительскую фару, если по пути будут населенные пункты, в пассажирскую. Ехать с одной фарой лучше в правом ряду и не быстрее 40 километров в час. Можно пристроиться за другой машиной и по ней ориентироваться, куда поворачивает трасса, где нужно притормозить.

Ехать с одной фарой опасно, но если ехать нужно, включите дополнительно противотуманки и обязательно аварийку. Тогда все поймут, почему вы крадетесь по трассе.

Читайте также