В Петербурге торжественно встретили «Поезд Победы»

07.02.2022, 18:27

Видеосюжет: Дмитрий Павлов
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На Финляндском вокзале прошла театрализованная реконструкция, посвященная 79-й годовщине со дня прибытия первого поезда с продовольствием в осажденный Ленинград.

Праздничную атмосферу, которая царила на Финляндском вокзале в тот исторический день, старались передать не только реконструкторы своими театрализованными номерами, но и архивные фотографии, выставленные в зале ожидания. На снимках платформа, с трудом вместившая горожан, которые в морозный день нашли силы встретить спасительный поезд.

Алексей Иваськов, экскурсовод Музея железных дорог России: «Первый поезд, отправившийся 5 февраля, прибыл уже 6-го числа вечером на соседнюю станцию Кушелевка. Там его можно было уже и разгружать, но нужно было поднять дух жителей Ленинграда, войск Ленинградского фронта. Поэтому было принято решение о то, что этот поезд нужно встретить торжественно».

Железнодорожную ветку вдоль левого берега Невы построили за рекордные 17 дней. Длиной 33 километра от станции «Поляны» до станции «Шлиссельбург». По «дороге Победы» первый блокадный поезд отправился из Волховстроя в Ленинград. Целый состав с продовольствием, углем, медикаментами. Всего в город доставили больше тысячи тонн груза. Один из вагонов набили сливочным маслом.

Однако пропускная способность линии была недостаточной. Для ее увеличения использовали реверсивное движение: в одну ночь составы шли в сторону Шлиссельбурга, в другую в направлении Волховстроя.

До восстановления главной железнодорожной магистрали Ленинград — Москва Северная столица и Ленинградский фронт получили по «дороге Победы» 4 миллиона 442 тысячи тонн различных грузов. Это помогло сплотиться, нанести сокрушительный удар по врагу и тем самым приблизить полное освобождение города от фашистской блокады в январе 1944-го.

Каждый рейс по шлиссельбургской трассе, названной железнодорожниками «коридором смерти», сопровождался артобстрелами и бомбардировками. Для обеспечения безопасности машинисты прибегали к профессиональной хитрости: они заранее бросали уголь в топку, чтобы прошел дым. Таким образом составы были более незаметны фашистам.

«Дорога Победы» работала до марта 1944 года. За это время по ней провели более шести тысяч составов. Сегодня к перрону Финляндского вокзала прибывали ретропоезда, которые благодаря их высокой мощности и облегченному весу оказались идеальными фронтовыми локомотивами и чьи имена навсегда вписаны в историю ленинградской победы.

Читайте также