Жестко, но необходимо: как запрет на экспорт леса сказался на российской экономике

01.02.2022, 21:03

Видеосюжет: Михаил Плахотник
Видео программы «Сегодня»

Неожиданный эффект вызвало решение российских властей запретить экспорт кругляка, то есть необработанной древесины. Еврокомиссия пожаловалась в ВТО, что Россия подрывает стабильность на мировом рынке древесины, хотя об этих планах Владимир Путин сообщил еще два года назад. И цель была исключительно внутренняя — остановить незаконную вырубку и контрабанду леса, а также создать в отрасли деревообработки новые рабочие места.

Перерабатывать у себя, сырье не вывозить — мера жесткая, но она должна сберечь экологию и помочь российской экономике.

Павел Субботин, президент Союза лесозаготовителей: «Если отдавать кругляком, они там ту работу, которую правительство хочет, чтобы мы ее выполняли, у них там заводы под это построены, они на это, очень может быть, обиделись».

Еврокомиссия на самом деле обиделась и обратилась с жалобой во Всемирную торговую организацию: «Российские ограничения наносят большой ущерб деревообрабатывающей промышленности ЕС, которая зависит от экспорта из России, и создают значительную неопределенность на мировом рынке древесины».

Документ был подан только в конце января этого года, хотя ссылается на выступление Путина еще в сентябре 2020-го: «Поручаю с 1 января 2022 года ввести полный запрет вывоза из России необработанных или грубо, только для вида обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород».

От полного запрета Россия отказалась в пользу жестких ограничений, по сути выполнив поручение президента — вывозить можно, но пошлина очень высокая. В Минпромторге подчеркивают, что эта мера естественная и давно назревшая.

Виктор Евтухов, замминистра Минпромторга: «У нас задача стоит стимулировать отрасль глубокой переработки на территории собственной страны. Такие задачи стоят во всех странах, и Европейский союз не исключение. Не только в лесной отрасли, но и во всей обрабатывающей».

Необработанный кругляк — простые деньги: спилил, отвез, продал. Теперь придется перерабатывать, а значит, перестраиваться большему числу производств.

В Хабаровском крае делают дома под ключ, потом их на месте собирают, как конструктор, за несколько дней. Раньше предприятие сталкивалось с проблемой — материалы поставщикам проще было продавать за границу.

Юрий Свинкин, генеральный директор ООО «Леспром ДВ»: «По запрету круглого леса из России выгода только одна — переработка будет находиться у нас, соответственно, это даст дополнительные рабочие места и готовую продукцию».

Сказать, как нововведение отразится на ценах, здесь еще не готовы — рынок не успел отреагировать. Скорее всего, стоимость пиломатериалов снизится, однако в регионе пока много других «но» и «если бы».

Юрий Свинкин, генеральный директор ООО «Леспром ДВ»: «Дешевле была энергетика, дешевле бензин, дешевле доставка, у нас горный рельеф, доставка далеко от населенного пункта, заготовка тоже на удаленных участках, соответственно — затратная часть высокая».

Это трудности региональные, а вот серый и черный рынок леса — проблема всей страны. Объем незаконных лесозаготовок в России составлял от 10 до 30 млн кубометров в год.

Иван Советников, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства: «В чем была проблема: единожды заполнив бумажку, лесовоз мог неделями с ней ездить, пока не остановит первый пост. И конечно, мы не видели в реальности куда движется наша древесина».

С 1 января действует система «Лес ЕГАИС» — электронный учет потоков древесины.

Иван Советников, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства: «Теперь мы видим каждую точку в системе, и если на склад пришло 100 кубов, то не может выехать 200 кубов. Система заблокирует дальнейшее движение».

Перекрыто таким образом и движение серого леса за границу. Только за прошлый год и только Федеральная таможенная служба по статистике уголовных дел выявила оборот черного рынка древесины больше чем в 6,4 миллиарда. В этом году черные лесорубы пока притихли.

Необработанные или грубо обработанные ценные лиственные и хвойные породы вывозить не запрещается, просто делать это стало не выгодно. Отменены тарифные квоты на вывоз хвойных пород древесины, пунктов пропуска осталось только два, остальные на модернизации под новые требования.

Для чего это нужно. Например, чтобы четко определять хвойный брус, наценка на него — 200 евро за куб — введена только на грубо обработанный материал влажностью более 22%. Им недобросовестные участники рынка маскировали круглый лес при вывозе. Теперь это тоже не выгодно.

Читайте также