Животные гибнут в колючей проволоке: как Польша возводит стену на границе с Белоруссией

31.01.2022, 09:11

Видеосюжет: Сергей Савин
Видео программы «Сегодня»

В Польше экоактивисты выступили против строительства стены на границе с Белоруссией. Возводить заграждение начали под предлогом защиты от незаконных мигрантов. Сооружение стоимостью в сотни миллионов евро будет находиться под напряжением, однако многие отмечают, что беженцев это вряд ли остановит, зато вред окружающей среде будет нанесен колоссальный.

На польской границе очередное скопление тяжелой техники, на этот раз не военной, а строительной. Поляки строят пограничную стену стоимостью 350 миллионов евро. Так власти намерены остановить поток беженцев из Западной и Южной Азии, идущий через Белоруссию. Впрочем, пока купировать миграционное движение не смогла ни колючка, ни пограничники, ни армия, а зимнее затишье, скорее всего, сезонное.

Наталия Геберт, активист Grupa Granica: «Ситуация на границе с Белоруссией сейчас намного спокойнее. Но это совершенно не означает, что беженцев нет. Они есть, и мы помогаем им каждый день».

Великая польская стена сразу вызвала волну критики и по поводу стоимости, и по поводу возможных последствий.

Калина Чварног, активист Ocalenie Foundation: «Более одного миллиарда злотых. Эти деньги можно было потратить на гуманное регулирование миграции, которое бы соответствовало нормам международного права».

Наталия Геберт: «Стена может остановить только больных и слабых. Она не остановит отчаянных, которые вынуждены бежать от куда большей опасности. Барьеры не работают. Это видно везде, где их строят — в Мексике, Газе, Египте. Всюду, где есть стены, возникают подземные пути под ними».

Заявленные тактико-технические характеристики объекта впечатляют: высота 5,5 метра, длинна 186 километров. Изюминка — электрическое напряжение. С какой силой будет бить, еще решают. Сейчас идет бурение и заливка скважин под несущие элементы.

Анна Михальская, официальный представитель погранслужбы Польши: «Строительство самой стены будет завершено в июне, но параллельно с этим будут созданы ограждения под напряжением, они будут готовы к сентябрю».

После таких нюансов восстали даже «Зеленые».

Уршула Зелиньская, председатель партии «Зеленые»: «Эта стена на границе Польши и Белоруссии рассечет экосистему на две части. Ни одно животное не сможет ее пересечь! А несколько километров задуманной стены будут построены в Беловежской пуще. Этот заповедник — единственный природный объект во всей Польше, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Его защита — это наш национальный долг».

То, что достанется и флоре, и фауне, понятно всем. Редкие животные уже гибнут в польской колючей проволоке. Лоси и зубры не поменяют маршруты миграции, вбитые на генетическом уровне. Официальные лица не скрывают того, что потребуется вырубка и реликтового леса.

Магдалена Галькевич, секретарь партии «Зеленые» (Польша): «Несмотря на то, что это абсолютно абсурдное строительство задумано на одном из наиболее ценных участков леса. Никто до сих пор не может сказать, как сильно они его собираются срубить. Никто даже не проводил никаких проверок».

Экологи боятся повторения уже классических схем, когда 5 лет назад под эгидой борьбы с жуком-короедом в польском сегменте Беловежской пущи промышленно валили лес, несмотря на европейские суды и все их решения и предписания. Новая заборная реальность, а вслед за Польшей городить стены-колючки принялись и прибалтийские страны, посадила Евросоюз в неудобный политический шпагат.

Еще летом представители Еврокомиссии полагали, что забор «может быть хорошей идеей». Но после действий польских, да и литовских властей и силовиков, которые сложно вписать в декларируемые нормы европейской гуманности и защиты прав человека, подход изменился. Запретить не можем, но денег не дадим — позиция для стран-защитниц, а они себя так позиционируют, очень болезненная, особенно для миниатюрной Литвы, насчитавшей себе сразу 150 миллионов евро на забор.

Громкие колючие проекты могут замереть на стадии постпрезентации или недостроя. Еще свеж пример соседней Украины и защитной стены тогдашнего премьера страны Яценюка. До сих пор ни стены, ни денег, только Яценюк.

Читайте также