Гендерное равенство: как российские женщины осваивают мужские профессии

13.01.2022, 13:41

Видеосюжет: Алина Репина
Видео программы «Сегодня»

Фраза «неженское это дело» с 1 марта будет звучать значительно реже при приеме на работу представительниц прекрасного пола. В России более чем в четыре раза сократили список запрещенных для женщин профессий.

Елена Ирбаева не пилот, но и от нее зависят судьбы авиапассажиров. Чтобы фраза «самолет упал, потому что приборы вышли из строя» как можно реже звучала в новостях, борт обследуют и обслуживают авиатехники, в том числе Елена.

Елена Ибраева, инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию: «Очень ответственная эта специальность, требует концентрации, и днем, и ночью, и утром, и вечером, всегда всегда всегда».

Но пока пассажиры летают подобно птицам, на аэродроме Елена на птичьих правах. Долгие годы закон запрещал женщинам работать авиатехниками, мол, неженское дело — самолеты чинить.

Инна Святенко, председатель комитета Совета Федерации по социальной политике: «У нас есть учебные заведения, где учат на авиационных инженеров и техников девушек. Но потом им предлагают идти перекладывать бумажки. А у многих ведь мечта — небо, аэродром».

Еще с советских времен в нашей стране есть список запрещенных для женщин профессий. Его приняли в 1978 году, чтобы оградить женщин от вредного труда.

Инна Святенко: «Есть профессии, где женщины, какими бы они феминистками ни были, не смогут работать. Возможность родить ребенка позволяют Минтруда оградить ее от этого необдуманного поступка».

Женщины не могут корчевать пни, лить сталь, работать в шахте. До 2020 года им запрещено было управлять башенными кранами, водить фуры, пароходы, поезда. На практике женщины все равно эти должности занимали по суду, как Светлана Медведева, которая ради того, чтобы стать рулевым, дошла до ООН, или как Оксана Шевалье, которая договорилась с руководством, ведь при желании в законе можно найти лазейки.

Оксана Шевалье, водолаз, основатель школы водолазов: «Спасателей женщин нет, а если и есть, то они сидят тихо, не высовываются, потому что понимают, что ходят по грани».

В 11 лет Оксана Шевалье вытащила из водоворота в Иртыше тонущего ребенка. Спортивная и решительная, она всегда знала: ее дело — спасать других. В 2012 году Оксане пошли навстречу и взяли на запрещенную для женщин профессию спасателя-водолаза, а в 2017-м передумали — как бы чего не вышло.

Оксана Шевалье: «Я училась в Италии, Франции, нигде не стоит такая проблема. Получается, что мужчина у нас менее ценный человек, чем женщина? Любая профессия безопасна, если соблюдать технику безопасности, раз такая профессия есть».

После увольнения Оксана все-таки сумела устроиться водолазом в Италии. В России для женщин под водой по-прежнему перекрыт кислород.

Лиза Лазерсон, журналистка, феминистка: «При плановой экономике это было хорошее дело, потому что тебя по распределению не могли отправить на тяжелое производство и должны были представить другую работу. В условиях рыночной экономики это прямая дискриминация. У женщин есть право работать на всех профессиях. Вопрос в том, пойдет она туда или нет. Но выбор должен быть».

С 1 марта Елена Ирбаева сможет спать спокойно, так как авиатехника исключают из списка запрещенных профессий. После этого в нем останется чуть меньше 100 позиций. Отменять список полностью законотворцы не планируют.

Читайте также