Тайная жизнь сугробов: куда увозят снег с городских улиц

26.12.2021, 12:00

Видео программы «Чудо техники»

В больших городах коммунальная техника творит чудеса — например, расправляется с тоннами собранного с улиц и по дворам снега. Казалось бы, что может быть сложного и опасного в обычном снеге? На самом деле это огромная масса воды, которая только и ждет, чтобы растаять и разлиться по большому городу, превратиться в сосульки на карнизах и стать помехой самолетам в аэропортах.

Еще 20 лет назад всю собранную в Москве снежную массу просто сбрасывали в реки. Это, конечно, не улучшало их состояние, ведь в городском снеге немало мусора, песка, реагентов, нефтепродуктов, гравия и частиц асфальта. Именно поэтому сейчас поступают иначе. Теперь к снегу относятся как к отходам, которые нужно обезвредить.

Самосвал, везущий сотни килограммов сугробов, прибывает на снегосплавный пункт, где на въезде лазер измеряет объем груза. Затем машина сбрасывает привезенное в приемный бункер, где гигантская мясорубка перемалывает смерзшиеся фрагменты, которые потом падают в снегосплавную камеру. Там снег смешивается с теплыми канализационными сточными водами, температура которых около 15 градусов, и поступает в так называемую песколовку. В сооружении 7-метровой глубины под металлическим настилом оседают щебень, песок, грязь.

Алексей Бойков, заместитель начальника снегосплавных пунктов: «Подо мной сейчас сооружение 7-метровой глубины, оно служит для того, чтобы взвешенные частицы, которые находятся в снежной массе, по мере таяния снега оседали в этом сооружении, то есть за зиму оно практически полностью набивается осадком».

Как выяснила программа «Чудо техники», в сутки один снегосплавный пункт может принять до 800 машин. В одном из самых технологичных пунктов конструкторы сделали так, чтобы процесс утилизации был и правильным с природоохранной точки зрения, и комфортным.

Алексей Бойков: «На этом пункте мы построили ангар, который позволяет уменьшить шумовую нагрузку на рядом расположенное жилье. Соответственно, чтобы минимизировать, скажем так, органолептические свойства нашего производства, установлена система вентиляции».

Сточные воды с растаявшим в них снегом направляются по канализации, смешиваясь по пути с другими отходами, на очистные сооружения и проходят несколько этапов, каждый из которых поражает масштабами. Сначала механическая очистка напоминает удаление чаинок из чая.

Дмитрий Власов, заместитель генерального директора «Мосводоканала: „Первый этап механической очистки — это решетки грубой очистки, на которых задерживается мусор размером более 50 миллиметров или эквивалентные им тряпки. Ковш поднимается, мусор попадает в сточную жидкость, в том числе и со снегом, убранным с улиц. В среднем в сутки с одной станции мы собираем порядка 40 тонн мусора, то есть две станции. Суммарно 80–100 тонн мусора ежесуточно попадает в московскую канализацию“».

В сутки с каждой станции набирается порядка 40 тонн мусора. Более мелкие частицы улавливаются другой решеткой с ячейками в 5 миллиметров. После механической очистки начинается биологическая. В огромных бассейнах живут полезные бактерии. Их взбадривают кислородом, который поступает вместе с теплым воздухом по трубам, прогревает воду и не дает ей замерзать под открытым небом.

Микроорганизмы поедают нечистоты, которые остались в воде. Если проводить аналогию с чаем — делают заварку, где уже нет чаинок, бесцветной и прозрачной. Чистая вода попадает в отстойники, и на этом процесс не заканчивается. Далее происходит обеззараживание воды, в том числе и бывшего снега. Для этого используют ультрафиолет. Только после этого все сбрасывается в реку. Как с гордостью говорят коммунальщики, туда поступает даже более чистая вода, чем есть в самом водоеме Это идеальный пример того, как большой город может и должен взаимодействовать с природой.

Читайте также