Будущее медицинского Сколкова не радует курсантов и врачей

27.01.2012, 22:00

Видеосюжет: Александр Щерба
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Переезд Военно-медицинской академии из центра Петербурга в пригород весьма неоднозначно оценивается как профессорами клиник, так и общественностью. Уж слишком далеко нужно будет везти раненого, чтобы спасти ему жизнь.

Сенсацией недели в Петербурге стал будущий переезд в Горскую Военно-медицинской академии. Основной лейтмотив переезда — желание Министерства обороны сосредоточить в одном месте разбросанные по городу клиники, учебные аудитории, жилье для слушателей и врачей. Этакий аналог петергофского Наукограда.

Хорошая, на первый взгляд, идея специалистами не воспринимается позитивно. В Горскую труднее доставлять больных, а, точнее, раненых. Благодаря тому, что ВМА находится в центре, здесь удавалось спасать практически безнадежных пациентов.

Своей жизнью клинике военно-полевой хирургии обязан Руслан Линьков, бывший помощник Галины Старовойтовой. Врачи ВМА поставили на ноги после автокатастроф Людмилу Путину и Аллу Манилову, здесь лечили после инфаркта Анатолия Собчака, выхаживали Николая Караченцова, сюда после пожара в Перми везли пострадавших в «Хромой лошади», сюда с травмами приезжают «зенитовцы» и «армейцы», фигуристы и баскетболисты. А сколько стреляных, взорванных и порезанных бизнесменов спасли врачи академии!

Доставить в Горскую сложно не только пациентов. Туда тяжело добираться преподавателям и персоналу — «золотому фонду» академии. Только заботой о будущем клиники рвение Министерства обороны объяснить трудно. Особенно на фоне тотальной коммерциализации ВМА.

Что стоит за переводом клиник из исторического центра Петербурга за город и каковы перспективы этого проекта, выяснял корреспондент НТВ Александр Щерба.

Переезд Военно-медицинской академии из центра города сюда, в Горскую, — проект, наверное, самый большой не только в городе, но и в стране. Судя по тому, каким его хотят видеть в будущем, он уже получил неофициальное название «медицинское Сколково». Как и в любом деле, здесь есть свои плюсы и минусы. И их достаточно для того, чтобы этот проект считался спорным, неоднозначным.

Первыми на будущую трансплантацию Военмеда в Горскую в Интернете отреагировали курсанты-медики. Их комментарии по-военному лаконичны, по-человечески эмоциональны.

Курсант Военно-медицинской академии: «Достаточно глянуть на карте Питера, какие земли занимает Военно-медицинская академия сейчас и сколько этот кусок может стоить… Вопросы исчезнут сами собой».
Курсант Военно-медицинской академии: «Перестройку и ускорение пережили. Ельцина и Пашу Мерседеса пережили. Сердюкова не пережили».
Курсант Военно-медицинской академии: «Грустно, доктор!»

Главные герои этого проекта — Минобороны и группа ЛСР — подробностей не раскрывают. Известно, что через два года должен быть представлен технический план возведения ультрасовременного медицинского комплекса на площади 275 гектаров. Его будущее строительство оценивается в 20 миллиардов бюджетных рублей.

Разработка проекта поручена петербургской компании ЛСР. Это тоже стоит немалых денег. Получить такой заказ это все равно, что поцеловать Фортуну. Однако знающие люди говорят, что все может быть намного проще.

Роман Романюк, редактор издательства «Деловой Петербург»: «Взаимоотношения между группой ЛСР и Минобороны в формате правительственных отношений были выстроены, безусловно, не без участия Льва Винника. Он оказался в структуре группы ЛСР, после чего он перешел на должность советника по строительным вопросам Министра обороны. Повлияла ли его работа на посту советника на тот контракт, о котором мы говорим сейчас? Он уже более года не работает в Минобороны, а опять работает в ЛСР».

Официально инициатива этого масштабного переезда исходила от структур Министерства обороны. Президент одобрил сразу, ему понравилось все. Место, где будет новая академия, — земли военного ведомства. Близость кольцевой как один из козырей переезда. Но в этом случае сразу вспоминается поговорка про стакан, который либо наполовину пуст, либо наполовину полон.

Представим себе, что беда случилась, например, на Лиговском проспекте. Чтобы доставить больного именно в Горскую надо проехать 52 километра. До старого места расстояние в десять раз меньше. Контраргументом является предусмотренная проектом мобильная вертолетная связь. Но ею вряд ли будут использовать для доставки каждого больного. Да и многим сотрудникам добираться до места работы станет сложнее.

Роман Романюк, редактор издательства «Деловой Петербург»: «Ведь не секрет, что Военно-медицинская академия оказывает помощь не только военным. И наши горожане, и я (так бывало) обращались туда. И. безусловно, если ВМА окажется за пределами центральной части Петербурга, это каким-то образом повлияет на возможности улучшения своего здоровья».

Переезд академии в Горскую ставит не только вопрос, что будет там, но и вопрос, что и кто придет на старое место в городе. И здесь далеко не все однозначно. Территорию, которую сейчас занимают медики, с натяжкой можно отнести к премиум-классу. Но она все равно дорогая, учитывая, что свободных пятен под застройку в центральных районах Петербурга почти не осталось. К явным минусам можно отнести лишь жесткие архитектурные ограничения.

Алексей Шаскольский, заместитель руководителя Департамента оценки Института проблем предпринимательства: «По всей вероятности, фасадные корпуса, которые выходят на Неву, их не разрешат снести. Я буду очень этому рад. Они останутся, как останутся и эти мемориальные доски и так далее. И тем самым можно говорить о том, что если здесь разрешат застройку, то, видимо, во внутренних дворах какие-то корпуса разрешат снести и построят заново».

Будущий владелец территории вряд ли сочтет выгодным строительство двух- или трехэтажного объекта. А, значит, в перспективе не исключены споры и конфликты. Ведь куда приятнее видеть из окна Неву и Летний сад, чем бетонную стену соседнего дома.

Алексей Шаскольский, заместитель руководителя Департамента оценки Института проблем предпринимательства: «У нас всюду в Питере даже самые замечательные архитекторы (я со многими знаком) все равно не могут не позволить себе немножко оборзеть. Они любят высунуться из-за Монферрана, так сказать».

Сколько лет понадобится для реализации проекта переезда Военно-медицинской академии на новое место, пока неизвестно. Так же как и когда состоятся торги по освободившейся территории. Наверное, еще действительно рано об этом говорить. Зато вслух и не только в Интернете обсуждается информация о том, что «Горская» это только начало глобального перемещения армейских институтов за городскую черту на земли Министерства обороны. Ведь и того, и другого у этого ведомства предостаточно.

Читайте также