Вперед в прошлое: VR помогает сохранять шедевры и создавать историческое кино

20.12.2021, 10:00

Видео программы «Чудо техники»

Кино может удивить не только сюжетом, актерами или бюджетом, технологии тоже шагнули далеко вперед.

Необычные кадры, снятые словно в зазеркалье, — фрагмент фильма «Китайский дворец. Наследие императрицы» в формате виртуальной реальности с панорамным обзором на 360°. Смотреть, конечно, нужно в специальных очках. Картинка в них меняется с поворотом головы, совсем как в жизни, а изображение подается на каждый глаз отдельно. Мозг настолько обманывается этим, что появляется полное ощущение личного присутствия в Китайском дворце в Ораниенбауме, по которому прогуливается Екатерина II.

Фильм создан на стыке жанров исторической драмы и документалистики. Здесь и размышления императрицы, какими они, по замыслу сценаристов, могли бы быть, и подлинная история знаменитого архитектора Ринальди с его художественными поисками и гениальными идеями.

Михаил Антыков, режиссер: «Зритель, надевая очки, переносится в совершенно другое пространство, время и становится очевидцем происходящего. Четкость изображения близка к тому, что вы видите глазами».

Посмотреть точно стоит, ведь фильм снят в единственной из дворцово-парковых резиденций, которой повезло уцелеть во времена революций и войн. Правда, потом Китайский дворец десятилетиями приходил в упадок. Реставрация его внутреннего убранства поддерживается компанией «Газпром», работы закончатся в 2024 году. По инициативе «Газпрома» было решено снять и фильм в формате виртуальной реальности. Благодаря ему оценить красоты обновленных интерьеров теперь могут все, у кого нет возможности посетить Ораниенбаум.

Снимают такие фильмы специальными камерами, которые напоминают многоглазых монстров и требуют особого мастерства не только от операторов, но и от актеров. Исполнительница главной роли Екатерина Гусева говорит, что поначалу было даже страшновато.

Екатерина Гусева, актриса: «Ты понимаешь, что некуда спрятаться совсем. Вот это чудо техники. Везде глаза, везде смотрят, это как у стрекозы глаз, такая же камера круглая, очень много объективов на ней».

Художественные и документальные фильмы в формате виртуальной реальности — это пока новое слово в кинематографе. Учились все.

Константин Баранов, оператор: «Внутри снималось все полностью секторально, чтобы получить максимальную детализацию интерьеров. То есть ты снимаешь сначала одну часть, другую часть, третью, всего их 9. И после этого эти 9 видеофайлов нужно собрать в один так, чтобы все это выглядело, будто происходит в один момент».

Поклонников VR-фильмов ожидает еще один проект, в котором «Газпром» выступил в качестве мецената. Там видео будет выполнено в другом формате виртуальной реальности, похожем на интерактивные компьютерные игры. Это цифровая экскурсия по легендарной Янтарной комнате Екатерининского дворца в Царском Селе — той самой, чья история не один десяток лет будоражит умы охотников за сокровищами.

Борис Игдалов, директор Царскосельской янтарной мастерской: «Это подарок, дипломатический подарок царю Петру от Фридриха Вильгельма. Взятка такая, потому что Россия была сильная, мощная держава, ее все боялись, соседи особенно, все пытались как-то умаслить царя Петра».

Янтарные панели украшали Царскосельский дворец до Великой Отечественной. В 1941 году музейщикам не удалось эвакуировать панно и мозаики, демонтировать их было сложно. Позже захватчики вывезли это всё в Кёнигсберг (нынешний Калининград).

Лариса Бардовская, научный сотрудник музея-заповедника «Царское Село»: «В Кёнигсберге этот груз получил доктор Роде. Альфред Роде — это крупнейший немецкий искусствовед, большой специалист по янтарю».

После Победы следы Янтарной комнаты затерялись, хотя ее активно искали. Сотрудники Царскосельского музея считают, что убранство Альфред Роде мог разделить на 2 части: исторические янтарные панели, изготовленные прусскими мастерами, и поздние российские дополнения, они были необходимы, потому что старинных панелей было слишком мало для большого зала Екатерининского дворца.

Лариса Бардовская: «Русскую часть, зеркала, резьбу, панели цокольные он запаковал в ящики, может быть, даже оставил где-то на глазах, потому что не очень этим дорожил. А вот немецкую часть тщательно прятали, ее очень берегли».

Поскольку оригинальную Янтарную комнату так пока и не нашли, решено было воссоздать ее с нуля по старым фотографиям, которые собирали по всей стране. Эта работа заняла много лет и была завершена к 300-летию Петербурга в 2003 году. Создание виртуальной копии Янтарной комнаты тоже началось с фотографий.

Буквально каждую точку каждого настенного панно, рельефного обрамления зеркал или мозаик нужно было снять с нескольких ракурсов и затем сопоставить тысячи фото друг с другом в специальной программе, чтобы получить трехмерные модели и разместить их на правильном расстоянии друг от друга. Затем настенное убранство и мебель довели до совершенства на компьютере.

Готовые 3D-изображения загрузили в специальную программу, которая позволяет зрителю, надевшему очки виртуальной реальности, рассматривать воссозданную российскими мастерами Янтарную комнату так, как будто он сам находится внутри, и узнавать подробности о каждой детали интерьера.

Дмитрий Мачача, управляющий партнер студии по разработке VR-игр: «То есть вы можете, подойдя к любому из объектов, выделенных в виртуальной реальности, мозаика будь то флорентийская, будь то карточный столик или барельефы, резьба, любые элементы, гербы, вы можете указать на них рукой и получить информацию в видеоформате дополнительно, потому что туда будут интегрированы видеоматериалы».

Значит еще больше людей увидит шедевры. Фильм «Наследие императрицы» уже могут скачать владельцы VR-шлемов одной из популярных платформ. Об этом на презентации киноленты сообщили ее создатели. Кроме того, фильм можно будет посмотреть в Ораниенбауме в кинотеатре виртуальной реальности в Большом Меншиковском дворце.

Пандемия с ее вынужденной удаленкой дала мощный толчок развитию подобных технологий. Программа «Чудо техники» со ссылкой на экспертов сообщает, что не за горами тот момент, когда VR-гарнитуры станут для многих таким же привычным гаджетом, как смартфон или компьютер.

Читайте также