Кто стоял за успехом группы t.A.T.u.: эксклюзив НТВ

11.12.2021, 14:01

Видео программы «Однажды…»

Первый альбом группы t.A.T.u. «200 по встречной» вышел 20 лет назад. Лена Катина и Юля Волкова вмиг стали звездами, а продюсер группы Иван Шаповалов получил главную премию Международной федерации производителей фонограмм. Однако своим успехом группа была обязана и большой команде профессионалов, чьи имена незаслуженно умалчиваются.

Всего за год продажи альбома «200 по встречной» составили около 2 млн копий. Но стилисты, хореографы, продюсеры, авторы, пиарщики и режиссеры группы t.A.T.u. всегда оставались в тени проекта, зарабатывая не так много и не пререкаясь.

Елена Кипер, автор текста «Я сошла с ума»: «В тот момент это не было для меня бизнесом, как и по сегодняшний день творчество не является для меня бизнесом. И денег я не ждала. У меня не было меркантильных или материальных запросов».

Елена Кипер тогда работала журналистом, в том числе на НТВ, именно она стала автором хита «Я сошла с ума». Продюсер Иван Шаповалов пригласил Елену в проект в качестве сопродюсера, PR-директора, автора текстов песен и просто партнера. Профессии она отдала 8 лет, но согласилась. Дипломированный психиатр Шаповалов отлично владел техникой убеждения.

Елена Кипер: «Мы соединились в творческом порыве. Нам было очень интересно друг с другом».

Следующим хитом группы стала песня «Нас не догонят». Как рассказала Елена в программе «Однажды…», ее она писала, открывая свои дневники, вспоминая свои желания сбежать и сублимируя свои эмоции в творчестве. Идея запретной любви была, скорее всего, коллективной, но именно Кипер вдохновила всех после просмотра датского фильма «Покажи мне любовь».

Разработкой имиджа занимался стилист Андрей Дрыкин, он создавал образы участниц группы.

Андрей Дрыкин: «Песни еще как таковой не было, она записывалась, и мы обсуждали, что делать, и я с этой мыслью ушел размышлять недели две и вернулся с эскизами. На тот момент ничего подобного не было. Это абсолютно уникальные мысль и идея. Наверное, поэтому они стали так популярны в мире».

Рубашки и гольфы девушек, по его словам, подбирали на рынках, а вот юбки в клетку должны были быть отшиты, так как должна была быть определенная ткань.

Андрей Дрыкин: «Были какие-то вещи, которые мне приходилось очень жестко доказывать и воплощать в жизнь. Например, короткая стрижка Юли вызвала скандал между мной и Ваней. Мы чуть не взорвали этот проект и не расстались до съемок клипа».

Но имени Дрыкина не было ни в клипах, ни в пресс-релизах. Шаповалов заплатил ему чуть больше, чем платили рядовым стилистам.

Андрей Дрыкин: «Мне было не жалко создать образ, но когда его все стали рвать по кускам и говорить, что это они придумали, стало немного обидно. Я понимаю, что хочется, но зачем».

Композитор Сергей Галоян, хотя ему было примерно 17 лет, выпустил уже 4 альбома танцевальных хитов, когда Шаповалов предложил ему написать музыку к песне «Я сошла с ума».

Сергей Галоян: «Я приехал домой, за 5–10 минут набросал первую версию „Я сошла с ума“ и решил ему сразу не звонить, чтобы не показаться слишком оперативным. И специально подождал неделю… В периоде до популярности группы он платил поездками на метро. Он выдавал 300 рублей в день, чтобы я смог добраться из Солнцева до Китай-города и обратно. Иван так неграмотно составил договоры, что в них он почему-то значился соавтором моих песен. Единственным способом выгнать его из этих, скажем, долей было посадить его в тюрьму, уголовное преступление, но я этого делать не хотел. Я очень разозлился и ушел из этой системы, из группы. И мне долго пришлось доказывать, я даже в суд подавал на группу, даже тираж пластинок останавливали. Именно тогда я понял: песни приносят большие деньги. Тогда начали появляться топовые чиновники западных паблишеров и на нас охотиться».

Дэвид Джанк, бывший гендиректор Universal Music Russia: «Для Universal t.A.T.u на тот момент заработали около 6 млн долларов, может быть, даже больше. Они были вторым наиболее продаваемым проектом в мире».

Дэвид Джанк добавил, что считает Шаповалова креативным гением, готовым к большему. По его словам, у них были разногласия, особенно из-за взрыва в клипе «30 минут», это видео никогда не показывалось в США в связи с трагедией 11 сентября. «Но Иван хотел провоцировать, шокировать, и он это сделал», — подчеркнул Джанк.

Споры же по поводу авторских прав длились очень долго, в результате Галоян одержал победу в суде и получил 700 тыс. долларов неустойки и все авторские на музыку, которые приходят до сих пор. Сейчас он создает музыку для западных звезд.

Сергей Галоян: «Мы с ним (Шаповаловым. — Ред.) были врагами, причем заядлыми, где-то до 2014 года, мы ни разу не встречались. Но когда я узнал, что он смертельно заболел — может быть, он понял, что жизнь не бесконечна, позвонил мне и попросил за все прощения — и я простил его».

Валерий Полиенко, автор слов 15 хитов группы, не дает интервью для телевидения и сделал исключение только для программы «Однажды…». На заработанные деньги он организовал небольшую киностудию.

Валерий Полиенко: «На заказ я могу написать всё, кроме „Майн кампфа“*, гимна „Убьем деток“ и так далее».

Какая была ставка за каждый из хитов, он не помнит, в том числе из-за образа жизни, который тогда вел.

От успеха группы Иван Шаповалов кутил, вел себя вызывающе и принимал решения, которые ставили в тупик коллег и партнеров. Как вспоминает Елена Кипер, в их офисе был проходной двор, а к успеху пытались примкнуть другие люди, которые приносили и психотропные средства.

Елена Кипер: «Все игроки российского рынка считали всю команду группы t.A.T.u неадекватной и никуда не приглашали».

*Книга «Майн кампф» запрещена в РФ

Связанные новости

Читайте также