«Оформили на коленке»: как подписывали Беловежское соглашение о распаде СССР

08.12.2021, 17:50

Видеосюжет: Сергей Савин
Видео программы «Сегодня»

В этот день 30 лет назад де-юре прекратил существование Советский Союз. Руководители России, Белоруссии и Украины в Беловежской пуще подписали соглашение, констатирующее ликвидацию СССР как субъекта международного права и геополитической реальности. Это был один из самых драматичных моментов в истории. Вспоминаем, что происходило в резиденции Вискули в декабре 91-го.

Белорусов тогда интересовала экономика. Газ и нефть. Украинцев их независимость. Прошел национальный референдум, Леонид Кравчук уже был президентом. Более того, 5 декабря Верховная рада ратифицировала выход из состава СССР. На условиях 1922 года, то есть без Крыма, этот момент в Киеве до сих пор не любят вспоминать. Ну а Ельцину нужна была победа в противостоянии с Горбачевым.

Сергей Медведев, экс-пресс секретарь Бориса Ельцина: «То есть Союза уже не было де-факто. Неправы те, кто говорит, что Союз похоронили в Вискулях. Это глубокая ошибка. Его похоронили в августе 1991 года».

Идеи витали в воздухе, но оформляли их, действительно, на коленке.

Станислав Шушкевич, бывший председатель Верховного совета Белорусской ССР: «То, что мы предложили, Запад даже боялся об этом подумать. Поскольку считал такие идеи сепаратизмом. А мы не побоялись…»

Единственную печатную машинку вместе с секретаршей срочно привезли из администрации заповедника. Пометки на бумаге, брошенные очки, поломанные колпачки от ручек. Спорили много, но шли на уступки.

Один из главных мифов Вискулей — о расслабленной атмосфере и алкогольных реках. На хронике Борис Ельцин только на официальной части. До этого — лишь на оборванных планах.

Спасти Союз и изолировать подписантов в Пуще предлагал тогда еще простой белорусский нардеп Александр Лукашенко. Он хотел завезти в резиденцию как можно больше алкоголя и растопить баню. Однако превратить Вискули в алкозаповедник Лукашенко не дали. Хотя, по словам Шушкевича, баня все-таки была.

Станислав Шушкевич: «Кебич, человек пьющий, знал, что делает. Вместо бани и пьянки — он организовал баню и массаж. Привез профессора по массажу, что позволило всем быть в хорошей форме и тонусе. Никто не был пьяным ни в первый, ни во второй день».

Из подсобки вынесли два белых стола, быстро смахнули с них пыль, руководители РСФСР, Белорусии и Украины быстро поставили подписи. Перед подписанием, правда, были сделаны два звонка. Один по правительственной линии — Михаилу Горбачёву. Другой по открытой — Джорджу Бушу. Горбачёв сразу понял, что проиграл.

12 декабря — заявления о новой реальности ратифицирует Верховный совет, «за» проголосовали даже убежденные коммунисты. Против — всего семь человек.

Тогда защищать и спасать Советский Союз — означало защищать и спасать лично Горбачёва. А отношение к Михаилу Сергеевичу было однозначным.

Содружество независимых государств обозначенное заменой СССР таковой, конечно, не стало. Но частично свою роль выполняет.

Владимир Брутер, политолог: «СНГ необходимо было и необходимо сейчас как некий инструмент, который наследует Советскому Союзу в огромной части вопросов, которые носят гуманитарный характер».

Спустя 30 лет очевидно, что беловежские соглашения — история не про создание чего-то нового, а разрушение большого старого. И, похоже, этого не изменить.

Связанные новости

Читайте также